Форма поиска по сайту
Все материалы

Членистоногие мемы: «Человек-паук: Нет пути домой» как памятник вселенскому неостроумию

Программа_Топ_3кино

18 декабря, 2021

На всех экранах страны борется с «Матрицей: Воскрешением» и уверенно побеждает новый фильм из киновселенной Marvel «Человек-паук: Нет пути домой». Ждали от него многого, а получили уж что есть — кинокритик Егор Беликов сокрушается и разбирает феномен героя, умеющего плести паутину.

Видео: SonyPicturesRU/YouTube

Давайте сразу к сути: в новом «Человеке-пауке» есть все те камео, о которых многие мечтали. Да, прямо вот все. Проще сказать, кого из предыдущих фильмов тут нет: Джеймса Франко (понятно, почему: за ним тянется шлейф очередного сексуального скандала), Кирстен Данст и Эммы Стоун (говорят, не сошлись по расписанию, плюс Зендае не нужна конкуренция), Пола Джиаматти (никто, наверное, не помнит, но он сыграл роскошного трэш-злодея в «Новом Человеке-пауке: Высоком напряжении», русского киборга Носорога — видимо, его слишком дорого было рисовать). Теперь, когда вы все знаете (причем это вообще не спойлеры), стоит перейти к сути.

Человека-паука реально жалко. Кажется, что это редчайший пример супергероя, которого можно было когда-то всерьез выбрать ролевой моделью. Во всяком случае, того, что показывали в оригинальной трилогии Сэма Рейми. Журналист-фрилансер, подрабатывает курьером, вечно зашуганный, семьи нет, одна тетя (дядю он сам не спас), по всем социальным критериям — однозначный неудачник. Но есть что-то такое, что позволяет ему до сих пор не вешаться в своей одинокой квартире-студии, за которую уже много месяцев никто не платил. Ведь он — дружелюбный сосед, затворник, что прослушивает полицейскую волну и вылетает в окошко при помощи своей паутины на любой вызов. Ему все нипочем, о его каждодневном геройстве никто не знает, но ему как будто и не надо эту свою анонимную знаменитость как-либо капитализировать.

После эпохи Тоби Магуайера все пошло куда-то не туда. Герой начал неудержимо молодеть, с ним стало сложно себя ассоциировать кому-то, кроме студентов (Эндрю Гарфилд) и школьников (Том Холланд, современность). Хотя еще Стэн Ли, самый продаваемый писатель XX века (потому что писал не книги, а комиксы — они оказались куда более востребованы), задумывал этого героя как своеобразное фантомное альтер-эго — персонаж, которым выходец из нищей, убитой Великой депрессией румынской семьи мечтал бы стать, но не мог позволить при всем желании. Иначе говоря, это был изначально пример для подражания: герой без страха и упрека, при этом не честолюбивый, к тому же непривилегированный горожанин, в отличие от какого-нибудь Бэтмена, единственная сверхсила которого — унаследованное богатство. Но с ним Человека-паука кое-что объединяет — тяга к анонимности. Им обоим жизненно важно, чтобы никто не знал, как их зовут, а то их вычислят, и это сулит много проблем. Скажем для очистки совести — нет ничего проще, чем распознает Брюса Уэйна по нижней части лица, которую открывает его маска.

Так вот, именно это, в смысле, публичное разоблачение, произошло в предыдущей части «Человека-паука», которая называлась «Вдали от дома». Кстати, отдельно скажем свое решительное «фи» в адрес студии Marvel — хватит всех путать дурацкой традицией называть фильмы о Человеке-пауке незапоминаемыми сочетаниями слов, среди которых есть «дом». Теперь все знают, что его зовут Питер Паркер (секрет Полишинеля, конечно), учится он в определенной школе и там дружит с Эмджей (Зендея) и Недом (Джейкоб Баталон), которые помогают ему в геройствах.

Из-за этого у всех фигурантов проблемы с поступлением в колледж. Паркер пытается откатить мир до той контрольной точки, где проблем не было, обращается за всем этим к старому знакомцу, магу и кудеснику Доктору Стрэнджу (Бенедикт Камбербэтч — кстати, трейлер нового фильма о его персонаже покажут после титров, не уходите рано с сеанса). Но от этого все будет только хуже — разорвутся границы между параллельными вселенными, и в мир этого Питера Паркера сначала ворвутся злодеи из предыдущих фильмов, а затем и кое-кто еще. Идея мультивселенной достаточно подробно была рассмотрена в самом «Докторе Стрэндже», но еще лучше — в мультфильме «Человек-паук: Через вселенные», который сняли в Sony без участия Marvel, и от этого, кажется, всем стало только лучше. Там чрезвычайно изобразительно было показано, как герои из разных авторских фантазий встречаются вместе и обнаруживают, что между ними не так-то много различий. По сути, у авторов получился гимн выдумке к той единственной силе, что способна примирить между собой целые миры, притом безо всякой магии. От «Человека-паука», про которого многое из того, что мечтали сохранить в тайне, стало известно заранее, ждали примерно того же — раз уж здесь больше не осталось ролевых моделей (а персонаж в исполнении накачанного, но антихаризматичного Холланда превратился в фигуру женского желания, и только), то пусть хотя бы полет фантазии развлечет.

К сожалению, выдумки режиссера Джона Уоттса (ранее отметился разве что «Полицейской тачкой» с Кевином Бейконом) хватает исключительно на то, чтобы просто номинально использовать, хотя бы по разу помацать все те ресурсы, что подогнала ему непонятно за что судьба. Да, у него в фильме есть все злодеи из предыдущих «Человеков-пауков» — но они там по большей части просто есть. Да, Уиллем Дефо произносит меметичную фразу «Знаете, я и сам своего рода ученый» — но это, по сути, репост чужого мема к себе на стену, ничего больше.

Человек-паук зачем-то берется перевоспитать суперзлодеев, купировать те способности, что делают их сверхсильными, — но и с этим случается множество проблем. Наконец, невесть как уговорили сняться еще кое-кого, даже двух — но и они стоят в сторонке, усиленно давят лыбу и натужно шутят про слово Amazing в названии комикса-первоисточника (и даже эту невыдающуюся хохму умудрились зажевать в российском дубляже). Хотя бы некоторое вдохновляющее ощущение появляется ближе к финалу, когда снова видишь любимых до боли артистов в соответствующих костюмах и при деле — и то счастье будет недолгим. Даже дары киновселенной Marvel, сцены с Доктором Стрэнджем в его кривозеркальных мирах, выглядят не так развесисто-психоделично, как в сольном фильме с участием того же персонажа. Вообще складывается четкое ощущение, что картина, несмотря на ее заметный шлейф, создавалась во многом с оглядкой на брежневское выражение о том, что экономика должна быть экономной. Видать, приглашенные артисты запросили так много денег, что для отрисовки их персонажей не хватило средств, поэтому решено было использовать дурно скопированные футаджи из первоисточников — настолько несовременно выглядят эти злодеи, ранее вселяющие ужас.

Хотя, возможно, это все зрительский синдром утенка. Автор этих строк смотрел «Человека-паука 3» в четвертом классе, это был первый фильм в его жизни, на который он пошел самостоятельно, без сопровождения родителей (тогда еще не было возрастных ограничений), и до сих пор недоумевает каждый раз, когда эту картину, перегруженную девушками и противниками, запоминающимися сценами и прочими неожиданностями, — ругают. Хотя как раз ради того, чтобы по максимуму поэксплуатировать наследие режиссера Сэма Рейми, снимавшего оригинальную трилогию, сюда всех этих героев и выписали — но от этой пестроты затошнило.

Концепция о том, что персонажи родом из различных миров могут встречаться где-то на пересечении вселенных, чтобы пропеть гимн человеческой фантазии, превратилась в день открытых дверей, который решили провести в доме престарелых супергероев — чтобы все встретились, вспомнили былое, отбыли номер и разошлись. А ведь сколько всего можно было из этой идеи выжать, но сборы и высокие пользовательские рейтинги доказывают печальную истину: людям немного надо, а много — не надо.

Фото: sonypictures.ru

Беликов Егор

Читайте также