© Venice Days
Мощное высказывание на тему европейского миграционного кризиса: дебютантка Амер оказалась единственной, с кем согласилась поговорить семья арабки-подрывницы, ликвидированной в ходе полицейского рейда. В итоге она сняла об этом же фильм, загадочный и психоделичный, о трудностях отношений той самой жертвы геополитики, которая казалась самой себе слишком похожей на свою сестру.© «Русский репортаж»
Самый дикий мультфильм года — нарисованный вручную, кровавый, политический, о секретном зоопарке, где живут выдуманные звери, и это все такое сложное высказывание о войне во Вьетнаме.© Celluloid Dreams
Иранское роуд-муви: тегеранская семья продала дом и помчалась по неясным причинам на самый край страны, чтобы помочь взрослому сыну нелегально эмигрировать на мотоцикле. Много вопросов, мало ответов, душа без границ.© UPI
Образцовый мюзикл по пьесе Эдмона Ростана, лучший за весь год жанрового ренессанса: музыка The National, сюжет о любовно-эпистолярном подлоге продолжительностью в десятилетие, вместо носатого литературного гения — маленький человек (гениальная роль Питера Динклейджа из «Игры престолов»).© 1-2-3 Production
Мощное историческое разоблачение Большого террора, оформленное как комиксовый экшен. Сомневающийся чекист (Юра Борисов) обходит семьи жертв, доведенных им до расстрела, чтобы попасть в рай. Сильнейший российский фильм года.© Netflix
Якобы глупая пранк-комедия, снятая почти целиком скрытой камерой, со связным, пусть и абсурдным сюжетом, которая оказывается гимном актерской смелости (Эрик Андре идет здесь до предела) и гуманистическому порыву, который всегда обнаруживается даже у глубинного американского народа, особенно если он не знает, что играет в кино.© Netflix
Масштабный эпос в сеттинге вестерна: один брат, совладелец богатого ранчо (Бенедикт Камбербэтч), подозрительно себя ведет, а другой (Джесси Племонс) женится на вдове (Кирстен Данст) с хитрым сыном-тинейджером (Коди Смит-Макфи). Все это — размышление о принятии и непринятии себя. Приз за режиссуру Венецианского фестиваля.© Sony Pictures
Светлое, нежное и болезненно точное роуд-муви о внезапной дружбе, что сильнее любви, и о России, снятое финном, не говорящим по-русски, с Юрой Борисовым в роли короля плацкартного вагона. Гран-при Каннского фестиваля.© Capella Film
Философское, издевательски-формальное, трехактное, хитро устроенное кино о тотальном лицемерии социума, еще более ярко проявившемся в эпоху ковида. В России из фильма вырезали самые откровенные сцены — половые органы крупным планом. Главный приз Берлинского фестиваля.© Экспонента
Трудно, конечно, поверить, что трехчасовая японская драма о постановке спектакля по «Дяде Ване» — это один из самых увлекательных фильмов 2021 года, но это так. Да, наверное, в нем не сыскать сюжетных поворотов, как в чистопородном триллере, но зато там огромное количество неожиданных находок: внезапное единение тоскующего режиссера и его водительницы; соединение множества человеческих языков и попытка проанализировать их взаимодействие с языком любви; тотальное погружение актера в образ вплоть до неразличимости. Грандиозное, инновационное по духу и при этом традиционное по стилю кино — такое случается нечасто. Приз за сценарий Каннского фестиваля.Netflix.com
Лучший фильм самого популярного итальянского режиссера наших дней — впервые о нем самом. Исчерпывающее размышление о том, как люди начинают снимать кино или просто самовыражаться — выясняется, что это всегда сублимация мощнейшей личной травмы. Тони Сервилло (звезда «Великой красоты») и остальные увлеченно изображают неаполитанскую заполошную семью, которая осталась для Соррентино где-то далеко в прошлом. Прилагается также анекдотическая итальянская экспрессия пополам с витальностью, обнаженная сумасшедшая женщина, Диего Марадона по телевизору и волшебный маленький монах. Гран-при (второе место) Венецианского фестиваля.2021 E&W Films, Le Bien Pictures, Deuxiѐme Ligne Films, Petit Film, Senator Film Produktion
Один из самых необъяснимых, необычных, ни на что не похожих фильмов вообще. Тишайший вьетнамский дебют показывает фантасмагоричную жизнь африканского футболиста-неудачника в окружении собранной без слов коммуны, состоящей из пожилых местных женщин, которые занимаются сексом, готовят еду и дружат со свиньей. С одной стороны, пронзительная драма о крушении иллюзий и надежд, с другой — чарующее заклинание о бессмысленности плотских утех.© «Вольга»
Поэма XIV века «Сэр Гавейн и Зеленый Рыцарь» интерпретирована по-новому, и весьма радикально: в канву артурианской литературы добавлено множество новых персонажей и понятий, протагониста сыграл этнический индиец Дев Патель, и в целом произведение о рыцарской чести как последней благодетели преобразилось в замысловатую сказку о депрессии как благородном способе жизнедеятельности. Филологи недовольны вольнодумием автора, случайные зрители недоумевают, ведь тут экшена куда меньше, чем в других пеплумах, — словом, не придумать рекомендации для фильма лучше, чем эта.© Capella Film
Бессовестная эротически-историческая драма по мотивам, как ни странно, реальных событий: две монахини из XVI века начинают неприлично сближаться прямо в монастыре, пока одну из них мучают христианские видения, возможно, тщательно сымитированные из карьерных соображений. Секс, ирония и невербализированные философствования на тему созвучия телесной и духовной сфер.© Capella Film
Лучший блокбастер за год (прости, «Дюна», но нет) — три взгляда на одну великую легенду XV века о последней в истории Франции дуэли, назначенной судом, которая закончилась по-божески, а могло быть совсем по-другому. Один рыцарь (Адам Драйвер) изнасиловал жену (Джоди Комер) другого (Мэтт Дэймон), который ему и не друг, и не враг, а так. Тогда, понятно, никакого #MeToo не было, и решать, кто же прав, пришлось в бою не на жизнь, а на смерть. Удивительно, что самый связный и убедительный профеминистский фильм за долгое время снял 84-летний рыцарь-бакалавр. Кассовый провал «Последней дуэли» — одна из величайших несправедливостей в истории кино.© «Планета Информ»
Антимюзикл о любви, которой не было: под гениально простую музыку группы Sparks стендапер (Адам Драйвер), который никого не смешит, обманывает себя и гениальную оперную певицу (Марион Котийяр), вместе они рождают дочку с неожиданным даром, и все это оказывается причудливым автофикшеном про режиссера, который десять лет назад потерял в трагическом и загадочном инциденте жену, русскую актрису Катерину Голубеву. К этой картине невозможно отнестись нейтрально — либо возненавидеть, либо полюбить то, как «Аннетт» делает тебе очень больно. Приз за режиссуру Каннского фестиваля.© Coproductions Office
Команда спелеологов весь фильм лезет в огромную пещеру, до дна которой еще никто и никогда не добирался. Где-то там же, в Апеннинах, умирает пастух. Больше ничего не происходит, оторваться решительно невозможно. Сумрачный итальянский режиссер, снимающий раз в десятилетие, забравшись так глубоко в суть вещей, покоряет новые невероятные высоты. Приз жюри (третье место) Венецианского фестиваля.© «Русский репортаж»
Какими бы замечательными ни были все остальные фильмы за год, после «Памяти» становится понятно, что это кино из принципиально иной лиги, вообще с другой планеты. Героиня Тильды Суинтон во время поездки в Колумбию начинает слышать звуки, которых нет в реальности — а может, все наоборот, и никакой реальности-то нет, а есть только эти невидимые взрывы. Если попытаться объяснить эту картину словами, то получится лишь сказать, что перед нами кино о сверхъестественных свойствах человеческой и вселенской памяти, об изнанке действительности, которая часто проявляется в снах. Если же не пыжиться, то достаточно просто позволить этому чрезвычайно медленному фильму загипнотизировать тебя качающейся на ветру травой или льющейся водой, и лишние слова окажутся попросту не нужны — гениальный таец Вирасетакун снова убедительно доказал, что понимает что-то такое, чего больше никто на свете, кроме него, не чует. Приз жюри (третье место) Каннского фестиваля.Фото: © UPI
Читайте также