Этот год по сравнению с предшествующим оказался светским и насыщенным: много значимых премьер, восстановленная фестивальная жизнь, юбилеи. The City отобрал самые значимые театральные события 2021-го.Премьеры государственных театров
Практически все режиссеры, которых принято считать мэтрами — они давно признаны и зрителями, и критиками, и фестивалями, — выпустили в этом году по спектаклю, а некоторые даже не по одному. Вот самые любопытные из этих проектов.
«Король Лир»
Режиссер Юрий Бутусов
vakhtangov.ru
Несколько лет назад Юрий Бутусов, главный режиссер Театра имени Евгения Вахтангова, повторно обратился к «Гамлету», а в 2021-м вернулся к еще одной шекспировской пьесе и поставил «Короля Лира». Мир в этом спектакле сломан, он сошел с рельс, а точнее, с орбиты. Огромная луна сводит всех героев с ума. На Земле наступила страшная буря. Можно только надеяться, что переживешь ее. Шекспировские герои пытаются найти точки опоры в себе, друг в друге, в собственных принципах, чтобы устоять на ногах. Спектакль приглашает поразмышлять и прочувствовать, как меняется мир и отношения в нем, когда возникает полная растерянность перед будущим и дезориентация в настоящем.
Где: Театр имени Евгения Вахтангова
Ближайшие спектакли: 30 декабря, 6 и 23 января
«Война и мир»
Режиссер Римас Туминас
vakhtangov.ru
Еще одна важная премьера Театра имени Евгения Вахтангова — художественный руководитель театра Римас Туминас поставил «Войну и мир». С одной стороны, сюжетно охвачены все четыре тома, с другой — выбраны лишь важные для литовского режиссера сцены. Спектакль совершенно не стремится стать дотошной иллюстрацией к роману. Скорее, текст Толстого позволяет Туминасу говорить о бесчеловечности войны реальной, казалось бы, далекой, но все равно настигающей, и войны метафорической, которая идет в семьях, в парах, в несчастливых браках.
Где: Театр имени Евгения Вахтангова
Ближайшие спектакли: 4, 5 и 19 января
«Моцарт „Дон Жуан“. Генеральная репетиция»
Режиссер Дмитрий Крымов
©Екатерина Цветкова/fomenki.ru
Дмитрий Крымов давно рассказывает зрителям театральные секреты. Чего стоит истовый монолог помощника режиссера о его работе, который звучит в спектакле «Му-Му»». Спектакли Крымова часто о сложности существования в театре и невозможности выжить без него.
«Моцарт „Дон Жуан“. Генеральная репетиция» пускает зрителей в техническое закулисье. Главный герой — престарелый режиссер, который готовится к последним прогонам перед премьерой. Он явно когда-то был великим (или по крайней мере очень известным и маститым), а сейчас устал, выгорел и постарел. Вот и ставит в очередной раз давно и хорошо знакомую моцартовскую оперу. В главной роли Евгений Цыганов, и это, пожалуй, одна из лучших его ролей, если не лучшая.
Где: «Мастерская Петра Фоменко»
Ближайшие спектакли: 5 и 14 января, 14 и 22 февраля
«На всякого мудреца довольно простоты»
Режиссер Константин Богомолов
theatreofnations.ru
После долгой паузы в работе над Островским Константин Богомолов вновь обратился к этому автору и поставил едкий спектакль «На всякого мудреца довольно простоты» в Театре наций. «Не скрываю, что переписывал текст Островского, добавляя из других, казалось бы, бесконечно далеких от Александра Николаевича авторов, сочиняя самостоятельно. В случае с Островским мне кажется это наиболее естественным, потому что он писал свои комедии про здесь и сейчас, реагировал на яркие события своего времени» — цитата режиссера на сайте театра предостерегает всех, кто слишком трепетно относится к наследию классика. Действие перенесено в мир столичной элиты и тематически рифмуется с недавно снятым и воскресшим «Идеальным мужем». Но за прошедшее время Богомолов более прочно вошел в прослойку богемы, и поэтому интонация обличения сменилась на сатиру с оттенком самоиронии.
Где: Театр наций
Ближайшие показы: 23 и 24 января
«Декамерон»
Режиссер Кирилл Серебренников
gogolcenter.com/
«Декамерон» — международный проект, что усложнило бы процесс работы и при нормальных условиях, а уж в ковидные годы играть его — чистой воды героизм. Из 100 новелл романа Кирилл Серебренников выбрал десять. Столько же в проекте артистов, только пять из них русские, а другие пять — немцы. Существует два набора декораций, чтобы показы без накладок проходили поочередно в Deutsches Theater Berlin и в «Гоголь-центре». Действие перенесено в наши дни, но, как и у Боккаччо, изолированные от внешнего мира герои сидят и размышляют о любви среди смертей и чумы. Может, именно чувства позволяют им выжить.
Где: «Гоголь-центр»
Ближайшие показы: 4, 5 и 6 февраля
«Мастер и Маргарита»
Режиссер Робер Лепаж
theatreofnations.ru
Совсем недавно прошла премьера еще одного проекта, где задействован иностранец: канадский режиссер Робер Лепаж выпустил спектакль по роману «Мастер и Маргарита». Это вторая работа Лепажа в Театре наций. Первая, «Гамлет | Коллаж», хоть и была технологически сложной и зрелищной, но все же уступает по масштабу сценическому воплощению Булгакова.
Режиссер очень осторожно отнесся к тексту, попытавшись максимально сохранить сюжетные линии. Артистов всего 13, а список ролей кажется бесконечным. Главной все же оказалась история Мастера и Маргариты, которая сводит воедино все миры. Они оба находятся в пространстве Москвы, Мастер отвечает за роман про Иешуа и Понтия Пилата, а Маргарита — за бал сатаны и Воланда с приспешниками.
Где: Театр наций
Ближайшие показы: 2, 3, 4 и 5 февраля
Спектакли независимых компаний
Несмотря на ограничение рассадки и невозможность пускать зрителей без QR-кодов, независимые проекты тоже продолжили появляться.
«Финист Ясный Сокол»
Режиссер Женя Беркович
bpstd.ru
«Финист Ясный Сокол» — спектакль театральной компании «Дочери СОСО» по одноименной пьесе Светланы Петрийчук. Это камерная история о женщинах, которые дистанционно вышли замуж за представителей радикального ислама и уехали к ним в Сирию. В основу пьесы легли реальные приговоры и протоколы допросов. Они чередуются с фольклорными вставками о прекрасном Финисте, которым кажутся бедным женщинам имитирующие нежность и любовь вербовщики. Спектакль сочетает языческую, условно-славянскую и мусульманскую эстетики и производит впечатление своей выверенной красотой.
Где: «Боярские палаты СТД»
Ближайшие показы: 26 и 27 января
«Эмигранты»
Режиссер Юрий Муравицкий
«Эмигранты» Славомира Мрожека, пожалуй, самая известная пьеса драматурга, которую тем не менее редко ставят в России. В тексте есть не только натуралистичный быт — подвал, в котором плохо уживаются два эмигранта, бедность и сырость, — и социальные проблемы 1970-х годов, но и философские рассуждения о выборе жизненного пути. Вся пьеса — диалог, а иногда и диспут между мечтающим о свободе интеллигентом и прагматичным работягой.
В проекте театрального агентства Art Partner Муравицкий избавляется от бытового плана. Он помещает героев в стерильную телестудию, тем самым открыто противопоставляя убеждения персонажей и превращая «Эмигрантов» в дискуссию о выборе жизненной стратегии.
Ближайшие показы: 5 апреля в театре Пушкина и 20 апреля в ММЦ «Планета КВН»
«Торжество»
Режиссер Андрей Стадников
meyerhold.ru
Проект независимой продюсерской компании «Второе действие» идет в Центре имени Мейерхольда. Театральный текст опирается на смонтированные разнородные тексты, как поэтические, так и прозаические — использован даже сценарий советского мультфильма «Маугли», — и их пластическое выражение. Спектакль состоит из трех частей: «Город», «Деревня» и «Утопия». В каждой осмысляются взаимоотношения человека с природой, его попытки подчинить окружающий мир или слиться с ним. Преобразовать или найти ключ к пониманию. Научиться существовать в гармонии или уничтожить друг друга.
Где: Центр имени Вс. Мейерхольда
Ближайший показ: 31 января
Назначения
В этом году во многих государственных театрах, помимо громких премьер, были и громкие перестановки. Алексей Агранович сменил Кирилла Серебренникова на посту худрука «Гоголь-центра» и продолжает политику театра последних лет. Правда, контракт у Аграновича срочный, поэтому через пару месяцев снова возникнут опасения за сохранность театра. Во МХАТе имени Горького и МХТ имени Чехова тоже появились новые руководители, причем почти одновременно. Генеральным директором первого стал Владимир Кехман — с момента прихода к власти он успел снять нашумевший спектакль с Ольгой Бузовой и объявить о скором капитальном ремонте. В МХТ имени Чехова на должность художественного руководителя пришел Константин Хабенский. На первом сборе труппы он объявил о планах на несколько сезонов вперед, аж до 2024 года.
Юбилеи
В этом году сразу у нескольких театров были юбилеи. Один из них — самый молодой — уже упомянутый Центр имени Вс. Мейерхольда. Зато дата была двойная: самому театру 30 лет, а зданию — 20. Праздновали спектаклем Space X. Это работа петербургского театра Post, основателем которого является нынешний худрук ЦИМа Дмитрий Волкострелов. Эта работа посвящена архитектуре: спектакль рождается из взаимодействия зрителей и артистов с пространством, в котором он идет. Его можно играть в любом месте.
Следующим по старшинству оказался «Современник» — ему исполнилось 65 лет. В ММОМА прошла выставка, посвященная этому событию, куратором которой стал Алексей Трегубов. Кроме того, состоялся показ документального спектакля драматурга Михаила Дурненкова и режиссера Виктора Рыжакова «Вечно живые. История в лицах», посвященного созданию театра. В работе была занята практически вся труппа.
Самый опытный — Театр имени Евгения Вахтангова. Ему исполнилось 100 лет! Но празднование было подчеркнуто скромным — Римас Туминас объявил день тишины. Театр был открыт для всех, кто хотел прийти. Зрители могли поговорить с артистами в фойе, спокойно побродить по залам, угоститься пирожками. В зале звучали записанные голоса покойных артистов театра, а над пустой сценой возникала лаконичная проекция — имя и фамилия говорящего. 13 ноября театр имени Евгения Вахтангова посетило около 5 тысяч зрителей.
Текст: Алиса Литвинова
Фото: Яна Овчинникова/@vakhtangovtheatre