Форма поиска по сайту
Все материалы

Оксфорды не броги: как создавались образы главных героев фильма «King’s Man: Начало»

стиль кино

11 января, 2022

В российский прокат 13 января выходит новый комедийный боевик Мэттью Вона «King’s Man: Начало», основанный на комиксах The Secret Service Марка Миллара и Дэйва Гиббонса. Вместе с историком кинокостюма и автором телеграм-канала «Кинокостюм для чайников» Анной Баштовой разбираемся, почему главные герои могут похвастаться безупречным вкусом, чья это заслуга и как быть стильным джентльменом в наши дни.

Видео: 20th Century Studios Russia/YouTube

Новая картина является приквелом к серии фильмов Kingsman и рассказывает о зарождении знаменитой секретной службы накануне Первой мировой войны. Первая экранизация из серии Kingsman вышла в 2014 году и произвела настоящий фурор. Произошло это во многом благодаря безупречному мужскому стилю, который стал важной составляющей картины, при этом не только визуальной, но и сценарной. А фразы, так или иначе связанные со стилем, и вовсе превратились в визитную карточку фильма и уже стали крылатыми: «Манеры — лицо мужчины», «Оружие джентльмена — его костюм», «Оксфорды не броги». Такое пристальное внимание к стилистическим деталям связано в первую очередь с уникальным подходом режиссера картины Мэттью Вона. По его признанию, вся серия Kingsman вдохновлена его детскими впечатлениями от разных фильмов: «На меня сильно повлияло то, что я видел. Например, помню, в „Рискованном бизнесе“ мне понравились очки Тома Круза, и я сразу же купил себе такие же. Еще одним запоминающимся фильмом стал „Американский жиголо“. До этого я никогда не слышал о Джорджо Армани, пока не увидел титры».

Также Вон приводит в пример кожаное пальто из «Матрицы» и белый костюм с клешами Джона Траволты из «Лихорадки субботнего вечера». Неудивительно, что в итоге во всех фильмах Вона одежде уделяется особое внимание, а в трилогии Kingsman она и вовсе выходит на первый план.

Кто работал над образами

«King’s Man: Начало», несомненно, самая сложная с точки зрения костюмов работа Вона, и если в предыдущих картинах он мог положиться на собственный вкус, то здесь ему понадобилась помощь настоящего профессионала. Так на проект пришла Мишель Клэптон — сильнейший британский художник по костюмам, за плечами которой сериалы «Корона» и «Игра престолов» и звание специалиста исторических гардеробов. Как признается сама Клэптон, с современной одеждой ей работать скучнее и сложнее, а вот в историческом костюме она настоящая дока: «Сначала я была немного напугана и взволнована одновременно. Думаю, причина в том, что это своего рода историческая картина. Если бы она была современной, то, скорее всего, я бы не чувствовала себя так легко. Да и просто встретиться с Мэттью и понять его страсть к одежде было очень увлекательно». Конечно, Клэптон работала не одна. На больших (особенно исторических) проектах с массой сложных образов в команде художника всегда есть разноплановые специалисты. Например, детализированные эскизы костюмов создавал иллюстратор Саймон Торп. Такая сверхточная прорисовка нужна, чтобы режиссер четко понимал задумку художника и его не ждал неприятный сюрприз, когда костюм уже будет сшит. Полноценным соавтором и соратником Клэптон выступил креативный директор компании Huntsman Кэмпбелл Кэри. Для Кэри это уже третья работа над серией Kingsman, что неудивительно. По легенде именно ателье Huntsman стало прототипом ателье Kingsman из трилогии. На сайте бренда можно даже найти отдельную страницу, посвященную истории отношений Huntsman и Kingsman, а также трогательный рассказ о том, как 18-летний Мэттью Вон вместе с мамой впервые пришел в Huntsman за своим первым сшитым на заказ костюмом. Этот опыт произвел такое сильное впечатление на юного Вона, что впоследствии он решил увековечить его в собственном фильме. Так что витрины ателье Huntsman на время съемок превратились в витрины Kingsman, а Кэмпбелл Кэри сыграл эпизодическую роль директора ателье, то есть самого себя.

Совместная работа Кэмпбелла Кэри и Мишель Клэптон началась с архивов Huntsman, которые помогли дизайнерам подробно изучить военную и гражданскую одежду начала XX века. При этом у каждого из творцов была своя задача. Клэптон отвечала за разработку общего стиля картины и цветовую гамму каждого героя, а Кэмпбелл взял на себя крой и выбор тканей. «Ткани в тот период были намного тяжелее, — рассказывает Клэптон, — мы нашли оригинальные выкройки из оригинальных тканей и ориентировались на них. Ткань должна быть тяжелой для создания четкого силуэта, но при этом в ней еще нужно двигаться».

@micheleclapton

@micheleclapton

В итоге Клэптон и Кэри нашли шотландских ткачей, которые воссоздали ткани, близкие к оригиналам 100-летней давности. «Это было важно сделать, так как очень часто для трюков нужны дубли костюмов, и именно поэтому было важно не просто использовать винтажные вещи, а сплести собственную ткань и отшивать дубли из нее. Нам очень повезло, что у нас было время изучить все это и создать свои собственные изделия. Мы также сами вязали джемперы и галстуки. Вязали даже носки. Сами изготовили сапоги и туфли. Это довольно редкий случай, когда выпадает такая возможность абсолютно все создать с нуля».

Совместно Кэри и Клэптон разработали два совершенно разных джентльменских гардероба для герцога Оксфорда (Рэйф Файнс) и его сына Конрада (Харрис Дикинсон). Оба гардероба ярко отражают столкновение двух разных поколений, старого и нового миров. «Когда работаю над образами главных героев, я не создаю условно шесть конкретных костюмов, это полноценные гардеробы, чтобы у нас всегда были варианты на выбор. И хотя у нас есть конкретная сюжетная линия и заранее утвержденные образы, в день съемок мы можем внезапно поменять галстук или какие-то детали, потому что актер в определенном настроении и ему так комфортнее», — рассказывает о нюансах работы Мишель Клэптон. Рэйф Файнс, в свою очередь, подхватывает: «Прежде всего, я восхищаюсь Мишель за необычайную детализацию и тщательный подход к дизайну каждого костюма. Она сочла нужным учитывать характер персонажа, то, как он сам предпочел бы выглядеть. Вес ткани, высота воротника — все эти детали мы обсуждали очень подробно. Вместе мы придумывали разные образы, в том числе одну из униформ для Оксфорда».

Орландо Оксфорд

По признанию Мишель Клэптон, персонаж Рэйфа Файнса одевается для своего времени несколько старомодно. Его гардероб скорее относится к концу XIX века, чем к началу XX, он из старой гвардии и не особо гонится за веяниями нового века. «Когда я впервые пошла на встречу с Рэйфом, взяла с собой фотографию Джона Бакена, британского государственного деятеля, автора „39 ступеней“. Его образ помог нам нащупать персонажа, — рассказывает Клэптон. — Мы использовали много фотографий и архивных материалов в качестве референсов, но поскольку они в основном были черно-белыми, то не помогли нам с цветовой гаммой. Одним из лучших справочных материалов в плане цвета стали для нас картины художников того периода».

Рэйф Файнс активно участвовал в разработке гардероба своего героя и стал для Клэптон полноценным соавтором. «Он был очень увлечен своим персонажем, — рассказывает Клэптон, — он не тщеславен в том смысле, что всегда хочет хорошо выглядеть, но для него действительно важно, чтобы костюм отражал характер героя». Клэптон с командой сшили для Файнса довольно обширный светский гардероб и подобрали разнообразные галстуки и запонки, чтобы Файнс мог импровизировать с одеждой и исходить из своего настроения. «Это дало ему ощущение, что он контролирует своего героя, что важно», — делится секретами работы с большими актерами Клэптон. Была у Файнса, как у опытного актера, еще одна сильная сторона — в отличие от молодых актеров он умеет и даже любит носить высокие воротники-стойки: «Юным актерам очень трудно было носить высокие воротники, в то время как Рэйф чувствовал себя в них непринужденно». Если светский гардероб Файнса разрабатывался с запасом для возможности выбора, то специализированную одежду шили с конкретной задачей. Например, открытые кабины самолетов периода Первой мировой войны априори предполагали теплую одежду, шлем, защитные очки и перчатки — все это Клэптон разработала специально для Файнса с учетом его пожеланий. Вместе они также придумали лезвие, выпускаемое из передней части ботинка — «полезное импровизированное оружие, если вас сбили над территорией врага», шутит Файнс.

Конрад Оксфорд




@micheleclapton

В отличие от своего консервативного отца младший Оксфорд предпочитает модные веяния нового века, все инновационное, свежее, современное. «Моя любимая сцена, — рассказывает Клэптон, — когда Конрад едет в Сандхерст на мотоцикле. В нем столько пафоса. Цвет его куртки, красный, — это цвет засохшей крови, предсказывающий, что вот-вот что-то произойдет».

По словам художницы, Конрад представляет собой новое поколение джентльменов, предпочитающих самые последние модные тенденции из Америки и Европы. Эти модные веяния талантливо отразил в образах Конрада креативный директор Huntsman Кэмпбелл Кэри. В результате получился очень разнообразный, богатый по цвету и фактуре гардероб. «Черт возьми, мне нравятся костюмы Конрада, делать их было очень весело, — говорит Клэптон. — Например, есть один особенный костюм, двубортный с шалевым воротником. Там всего лишь две пуговицы и широкий пояс, и актер в нем очень сомневался. На примерке он сказал: „Ого, я не уверен. Реально?“ — но в итоге смотрелся в нем отлично». Как признается Клэптон, такие сомнения встречаются довольно часто среди молодых актеров. В повседневной жизни они привыкли носить удобную, часто спортивную одежду, поэтому исторические костюмы приталенного кроя с жесткими высокими воротниками, вызывают у них сильный дискомфорт. «Мы проводим много времени на примерках с хореографией костюма. Актер ходит в нем, стоит, сидит, танцует — в общем, привыкает. Харрис так много работал над этой ролью, что в конечном итоге полюбил этот стиль», — смеется Клэптон. Важной частью гардероба Конрада стала военная форма. У Клэптон и Кэри было множество оригинальных вещей периода Первой мировой, которые они внимательно изучили, а затем сшили в большом количестве на фабриках в Польше. Также на проекте были специальные военные консультанты, которые отслеживали правильность не только цвета и кроя формы, но и мелкие детали и фурнитуру. Под их чутким руководством для Конрада была отшита военная форма образца 1902 года, состоящая из темно-синего шерстяного верха с воротником-стойкой и брюк с алой полосой. Такую форму носили только на парадах или вне казарм. Как говорит исполнитель роли Конрада Харрис Дикинсон: «Для меня было большой честью носить форму солдата Первой мировой войны. И хотя я чувствовал гордость, к ней иногда примешивалось чувство, что я этого не достоин».

Григорий Распутин

«Распутина было очень весело делать, — делится Мишель Клэптон, — потому что я люблю работать над историческими проектами, и было прекрасно не ограничиваться только классическими мужскими костюмами». В итоге образ Распутина в исполнении Риса Иванса Клэптон создала на основе существующих изображений, личных фантазий и идей Риса Иванса. Именно благодаря такому сплаву образ Распутина получился, с одной стороны, довольно правдоподобным, а с другой — немного сказочным. Что и нужно было Мэттью Вону. Понравилось Клэптон также работать над балом, где появляется Распутин: «Русский бал в некотором смысле моя любимая сцена, потому что мы создали эту фантастическую среду на основе фотографий того времени — и для этого разработали с нуля все костюмы. Мы даже сами изготовили все головные уборы. Я всегда считаю, что если вы собираетесь потратить так много времени на то, чтобы основные актеры выглядели великолепно, то статисты тоже должны выглядеть эпично, иначе они будут неуместны».

Коллекция Kingsman

Мишель Клэптон и ее команда не только разработали все костюмы для картины, но и пошли дальше, создав специальную коллекцию Kingsman, в которой костюмы из картины переосмыслены и адаптированы для современных мужчин.

Коллекция уже доступна онлайн и насчитывает в общей сложности около 170 предметов. Среди них: рубашки Turnbull & Asser, очки Cutler and Gross, туфли George Cleverley, галстуки и нагрудные платки Drake’s, зонты London Undercover, запонки и мелкие аксессуары Deakin & Francis, носки Corgi, трикотаж William Lockie, шляпы Lock & Co. Hatters, бокалы Higgs & Crick, аксессуары для сервировки стола Smythson of Bond Street, письменный набор Montblanc и часы Jaeger-LeCoultre.

KINGSMAN

«Основная философия коллекции Kingsman заключается в создании красивой, удобной одежды, отражающей стиль и элегантность персонажей на экране, — говорит Мэттью Вон об этой коллаборации. — К тому же теперь вы можете буквально подражать стилю любимых героев и искать современные интерпретации наших костюмов из фильма».

5 советов, как выглядеть безупречно

Ну а если у зрителя нет возможности приобрести вещи из этой лимитированной коллекции, то Мишель Клэптон дает несколько советов, которые даже при небольших затратах помогут джентльмену выглядеть безупречно:

  1. Убедитесь, что вы выбрали нужный размер. Я уверена, что это самое главное. Мужчины часто ошибаются в размерах своей талии, из-за чего костюм сидит неверно. Страшно сказать, как много мужчин ходят в одежде неправильного размера. Нет ничего более некрасивого, чем плохо сидящий костюм. Слишком большой — и вы будете выглядеть так, будто заходите в здание суда на судебное слушание в эпоху сухого закона. Слишком маленький — и вы сразу же испортите всю эстетику того, чего пытаетесь достичь.
  2. Воротник рубашки должен плотно прилегать. Это еще одна небольшая деталь, которая тем не менее портит весь внешний вид.
  3. Позвольте себе запонки. Рубашка на запонках смотрится намного лучше и дороже, чем рубашка на пуговицах.
  4. Уделяйте внимание деталям: наденьте интересный галстук! Он не должен быть громким, он может быть довольно сдержанным.
  5. Не забывайте о правильной обуви. Если вы носите узкие брюки, убедитесь, что к ним подобраны правильные туфли. Как все мы помним, оксфорды не броги.

Текст: Анна Баштовая

Фото: The Walt Disney Studios