Напряженная обстановка сказалась на всех областях нашей жизни, и мода не стала исключением. Привычные магазины уходят с российского рынка один за другим, крупные сети закрывают свои представительства в России, многие бренды высказывают озабоченность текущей ситуацией. Рассказываем, где шопинг пока что невозможен и куда идти, если вам все же нужно пополнить гардероб.Массмаркет
УшлиПривычные массмаркет-бренды перестали работать в России практически полным составом. С 2 марта не ввозят товары
ASOS, тогда же о закрытии онлайн-магазина и всех физических торговых точек объявила
H&M Group (в шведский холдинг входят H&M, COS, Arket, Weekday, Monki, & Other Stories). О прекращении работы на территории России объявили
Mango, Marks & Spencer, а также испанская группа
Inditex (Zara, Pull & Bear, Massimo Dutti, Oysho, Stradivarius). Решения, которые принимают компании, обусловлены не только политическими, но и логистическими причинами — с 28 февраля между Россией и странами ЕС остановлено авиасообщение, а наземные перевозки ограничены и не могут справиться со всем объемом поставок.
Альтернативные вариантыХорошие новости заключаются в том, что азиатские компании работают без изменений. Так, без проблем пополнить базовый гардероб можно в магазинах
Uniqlo. Повышение спроса прогнозируют и в российском офисе
AliExpress, где уже готовятся к росту продаж. Представители компании заявляют, что европейские санкции не скажутся на работе маркетплейса.
Uniqlo
Top Top
Российские ретейлеры вроде
Wildberries и
Lamoda также работают в штатном режиме. Есть вероятность, что из-за проблем с поставками маркетплейсы через какое-то время столкнутся со сложностями, однако пока представители компаний это не комментируют. Также работает ретейлер
Top Top — российский массмаркет, часть вещей которого отшивают в Санкт-Петербурге.
Отечественные монобренды во многом тоже зависят от поставок, например, тканей и фурнитуры. Марка
NNedre сейчас распродает остатки коллекции со значительными скидками, партнерство с зарубежными поставщиками пока что стоит на паузе. В основном это лаконичные вещи — унисекс-рубашки, худи сдержанных цветов, брюки. Купить набор простых футболок, а также нижнее белье и носки можно в
Oh, My — петербургская марка также предлагает сервис ежемесячной подписки с базовыми вещами.
Мидл-маркет
УшлиПрактически все крупные транспортные компании вроде DHL и Fedex прекратили доставлять товары в Россию. Эти ограничения сказываются на всех небольших марках, которые раньше можно было заказывать из-за рубежа, причем как в частном формате, так и через крупные платформы. На
Farfetch из более чем 1 300 брендов остались только локальные бутики — их чуть больше 50. Ценник на вещи предсказуемо взлетел из-за курса рубля. Хорошая новость только одна — все пошлины в доставку товаров уже включены.
От онлайн-торговли в России отказался
Nike — сейчас вещи спортивного бренда можно купить в физических магазинах, которые продолжают работать.
Puma отказалась от поставок, но остатки коллекций все еще продаются.
Альтернативные вариантыСреди спортивных брендов многие продолжают работать. Среди них
adidas, Reebok и
Under Armour. Поклонники стритвира могут изучить ассортимент российских мультибрендов, например Brandshop,
12 Storeez
Ushatáva
Альтернатива товарам с Farfetch — российские марки среднего сегмента, которые активно развивались в последние годы. Среди них и универсальные
12 Storeez, и
Ushatáva со смелым подходом к крою, и
Siamm Siamm, которые переосмысливают классические силуэты, и Street Pie, умело балансирующие между вечной классикой и трендами. Учтите, что большинство брендов завязаны с иностранными поставщиками и производством, поэтому как минимум следует ожидать роста цен, как максимум — проблем с изготовлением новых коллекций.
Пока продолжают работать в России марки
Sandro и
Maje — в онлайн- и офлайн-формате. За покупками можно отправиться в универмаг «Цветной» — одежда, обувь и аксессуары мидл-сегмента представлены на втором и третьем этажах.
Люкс
УшлиЛюксовый онлайн-ретейл для россиян закрыт полностью. Первыми об уходе с рынка заявили
Yoox Net-a-Porter Group (Yoox, Net-a-Porter, Mr Porter, The Outnet). За ними последовали
Matchesfashion, Mytheresa, Ssense.
5 марта о приостановке деятельности в России заявил крупнейший модный конгломерат
LVMH. Их прямой конкурент Kering также закроет часть бутиков, но только те, которые холдинг контролирует напрямую. В этом случае речь идет о
Gucci, остальные магазины управляются группой Mercury. Также на неопределенный срок закрываются бутики
Chanel и
Hermès.
Альтернативные вариантыЦУМ продолжает работу, но часть товаров уже подорожала на 20–30%. Эта участь, скорее всего, ожидает всех в индустрии. Прежние цены пока держит концепт-стор
KM20. Работают
Leform, SV Moscow, Aizel. Остается открытым вопрос, что будет с частными байерами, которые привозили редкие вещи (например, коллекционные сумки или кроссовки) из-за рубежа. В текущих условиях их логистика сильно осложнена.
Текст: Дарья Могильникова
Фото: Getty Images