Фото: «Кинопоиск»
За первую неделю на Каннском кинофестивале представили минимум две очень традиционные и старомодные, но все равно сильнодействующие истории о любви. Первая – антивоенный эпос Терренса Малика «Тайная жизнь». В ней знаменитый режиссер-затворник в формате трехчасового эпистолярного романа пересказывает драму времен Второй мировой одной настоящей австрийской семьи. После аншлюса немецкая армия стала призывать мужчин из соседней страны на службу, присяга включала в себя клятву в верности Гитлеру. Религиозный мужчина из коммуны Радагунд счел эту клятву Антихристу изменой своей вере – из-за этого почти всю войну провел в тюрьме. В 2007-м католическая церковь причислила его к лику блаженных. Но не меньшими мучениками в этой истории оказались его жена, мать и три маленькие дочки. Отношения героя и героини в фильме Малика производят на зрителя сокрушительное впечатление. Их абсолютная вера друг в друга, понимание мотивов каждого и жертв, на которые один готов пойти ради другого, солидарность перед лицом смерти, преданность во всем – образы, которые останутся перед глазами надолго – даже на Каннском кинофестивале, где в иные дни смотришь до шести фильмов подряд, и за каждым из них стоят большие мастера и удивительные сюжеты.«Мужчина и женщина», 1966 год. Фото: «Кинопоиск»
Другая история бессмертной любви, удивившая многих в Каннах, – это фильм Клода Лелуша «Лучшие годы жизни». Главные роли в нем играют Анук Эме и Жан-Луи Трентиньян – актеры, вместе с которыми он сделал культовые фильмы «Мужчина и женщина» и «Мужчина и женщина: 20 лет спустя». Если бы новая картина вышла на три года раньше, она могла бы называться «Мужчина и женщина: полвека спустя». Потому что первая часть трилогии об этой расточительной любви появилась здесь же, на Лазурном берегу, еще в 1966-м. Тогда Лелуш взял и «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах, и «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке», и «Золотой глобус». И неудивительно: это был красивый черно-белый рыцарский романс о почти платонической любви.«Мужчина и женщина: 20 лет спустя». Фото: «Кинопоиск»
Но спустя двадцать лет вышло продолжение – и утвердило зрителей в мысли, что счастливых историй любви больше не бывает даже во французском кино. Анна и Жан-Луи все же расстались, а их успехи в карьере лишь доказали им: то, что они потеряли, было важнее того, что им удалось обрести. Но теперь Анна – продюсер, она хочет снять фильм о встрече с Жаном-Луи. Он соглашается – и к сюжету о вечном возвращении в каталог повторяющихся мировых историй (считается, что всего их от 4 до 36) добавляется еще и сюжет о вечном расставании.«Лучшие годы жизни». Фото: «Кинопоиск»
А пока полуслепые старики пытаются вспомнить лица друг друга, между Антуаном и Франсуаз – дочерью Анны – тоже завязываются отношения. И вновь платонические, клиповые: герои только и делают, что на закате гуляют по нормандскому пляжу под присмотром двух хитрых собак. Но не спешите искать в титрах Тимура Бекмамбетова, с которым Лелуша роднит как минимум страсть к продакт-плейсменту – вспомнить хотя бы миф о том, что первая часть «Мужчины и женщины» была рекламой «Мустанга». Потому что эта французская трилогия – не «Ирония судьбы» и не «Елки». Хотя ее сентиментальность порой тоже зашкаливает, а надежды на то, что любимой музыкой можно залатать дыры в сценарии, сбываются не всегда. «Лучшие годы жизни» звучат вполне искренне, а зрителя «обнимают» очень крепко. Это история не просто о любви, пронесенной сквозь годы, а о любви как единственном способе упорядочивать память и структурировать жизнь, которая с каждым десятилетием становится все разнообразнее и сложнее.Читайте также