Кадр из фильма «Вас не было на месте». Фото:IMDb
В этом году в основном конкурсе Каннского кинофестиваля оказалось рекордное количество режиссеров, фильмы которых уже брали «Золотую пальмовую ветвь». Это и Квентин Тарантино, награжденный четверть века назад за «Криминальное чтиво», и Терренс Малик (за «Древо жизни»), и Абделлатиф Кешиш (за «Жизнь Адель»). Но настоящие тяжеловесы среди собравшихся на Лазурном берегу – Кен Лоуч и братья Жан-Пьер и Люк Дарденн. 82-летний британец получал главную в мире кинопремию дважды – за фильмы «Ветер, который качает вереск» и «Я, Дэниэл Блейк». А недавно отметившие сорокалетие своего творческого пути бельгийцы удостаивались «Золотой пальмовой ветви» за картины «Дитя» и «Розетта».Кадр из фильма «Вас не было на месте». Фото:IMDb
Новая лента Лоуча, которая в воскресенье может войти в число триумфаторов Канн (а может и остаться вообще без призов – уж больно традиционное это кино), называется «Вас не было на месте». Главный герой – английский работяга, пытающийся вытащить свою семью из нищеты. Его жена – слишком святая, чтобы выжить в современном обществе. Будучи социальной работницей, она отдает миру всю себя, а мир лишь требует от нее больше и больше. Подросток-сын презирает родителей за слабость, маленькая дочь хочет всех пожалеть и обнять – но не хватает рук. В попытке – возможно, последней – что-то изменить, герой устраивается работать в службу доставки грузов. Но и эта система устроена беспощадно: мужчина становится не наемным работником, а «партнером», соглашаясь на бесконечные штрафы. Современная Англия у Лоуча оказывается феодальной землей с крепостным правом – любая попытка героя вырваться из кабалы будет лишь сильнее затягивать петлю на его шее.Кадр из фильма «Молодой Ахмед». Фоото: IMDb
Похожая история с новым фильмом братьев Дарденн, который называется «Молодой Ахмед». Только безусловный авторитет режиссеров позволяет им, с одной стороны, быть такими небрежными в форме, а с другой стороны – такими радикальными и даже неполиткорректными в своих идеях. Главный герой (и одновременно антигерой) фильма – мальчишка из семьи бельгийских арабов. Его отец куда-то пропал, но это и к лучшему: парень все равно его презирал. Ведь мужчине не хватило духа заставить семью – в первую очередь жену и дочь – следовать строгим законам Корана. Отца Ахмеду заменяет имам-радикал, лукаво трактующий ислам так, чтобы воспитать из подростка террориста. И вот уже ребенок без лишних подсказок крадет нож и нападает на свою учительницу арабского языка – просто за то, что та встречается с евреем. После атаки за мальчика берутся социальные службы. Лучше всего на него действует терапия трудом – уход за животными на ферме и редкие часы вдали от муравейников городов.Кадр из фильма «Молодой Ахмед». Фоото: IMDb
В деревне кудрявый темноволосый мальчишка встретит белокурую девочку и впервые утратит свой воинственный дух. Она его решительно поцелует, а он тихо попросит ее принять ислам. Эта забавная, нелепая и очень теплая сцена ненадолго подарит зрителю веру в то, что фундаментальный конфликт, мучающий Европу, можно решить. Только и нужно соблазнить пассионарных пришельцев своей чувственной эстетикой, только и нужно ответить любовью на страх. Но братья Дарденн не были бы собой, если бы закончили фильм хэппи-эндом. Несмотря на расфокусированную режиссуру, классикам все еще по силам наложить на зрителей какое угодно заклинание. И вместо того, чтобы усыплять и утешать его сладким финалом, они бьют в набат. И в считанные минуты превращают вялый фильм в страшную трагедию. Именно трагедию, а не драму, ведь герои драм могут противостоять судьбе, а герои трагедий всегда идут навстречу неизбежной развязке. Дарденн, судя по всему, ждут неотвратимого конца света – и им трудно не поверить.Читайте также