Форма поиска по сайту
Все материалы

Орущие козлы и дрим-каст: каким получился новый «Тор»

В мировой (но не российский) прокат вышел новый фильм о боге грома в исполнении Криса Хемсворта, в режиссерское кресло после «Рагнарёка» вернулся режиссер Тайка Вайтити. Наш кинокритик Алина Кузьо посмотрела его за границей и рассказывает, что у Marvel Studios получилось, а что пошло совсем не так.

This browser does not support the video element.

Marvel Entertainment

Тор (Крис Хемсворт) томится. Он путешествует со стражами Галактики, медитирует под деревом и просто грустит, понимая, что у него ничего и никого не осталось. А еще выглядит как рок-звезда 1980-х, очевидно отсылая всем своим видом к Guns N’ Roses. Выйти из амебного состояния ему помогает новость о том, что в Галактике появился бледный злодей Горр (Кристиан Бэйл), который, вооружившись специальным мечом, убивает богов одного за другим. Тогда Тор отправляется в Асгард собирать команду и с удивлением обнаруживает, что его разрушенный молот Мьёльнир снова цел и теперь принадлежит не кому-нибудь, а его бывшей возлюбленной Джейн Фостер (Натали Портман).

Главная проблема этого фильма в том, что он разваливается на части. После «Рагнарёка» «Тор», очевидно, стал почти что авторским проектом, и это не пошло комиксу на пользу. Тайка Вайтити хочет рассказать слишком много, слишком много раз пошутить (если вы почитаете о нем побольше, то поймете, что в этом его авторский метод — шутить на ходу, забывая в том числе о хронометражных рамках), слишком много персонажей вплести.

В результате первую часть фильма, когда Тор путешествует со стражами Галактики, хочется забыть поскорее. Кажется, этот кусок откуда-то вырван, причем не столько из сольника стражей, сколько из отвязной комедии 2000-х или даже рождественского спецвыпуска. Потому что все герои, которых мы знаем давно и хорошо, в этих сценах оказываются схематичными и разыгрывают вместо истории какие-то скетчи. Что-то подобное в рамках пресс-туров актеры показывают в SNL или «Шоу Джимми Киммела» — забавные сценки по мотивам супергеройских приключений. То, что в рамках двухминутки в ТВ-шоу имеет право на существование, на киноэкране превращается в унылое зрелище, а нарочитая схематичность героев не идет на пользу никому, особенно самому Тору.

Marvel.com

Да, Хемсворт — прекрасный комедийный актер, он отлично отыгрывает любую вариацию своего героя, в том числе в заоблачно глупом его состоянии. Но дело в том, что мы прекрасно помним: Тор на самом деле не глуп. И до сих пор не ясно, как та линия, которая началась в конце фильма «Мстителей: Финал», перевернула весь образ Одинсона с ног на голову — из благородного, но не слишком привыкшего к земным делам бога с замашками рыцаря в коэновского Лебовски. К середине фильма его образ постепенно выравнивается, но обилие низкопробных шуток в начале сбивает настрой и уничтожает харизму — Тора-персонажа и «Тора»-фильма.

Как ни странно это прозвучит, но за этот год стало понятно, что фильмы Marvel Studios плохо уживаются в жестких рамках одного жанра — лучшие их полнометражные работы сняты на стыке. Как только фильмы уходят в чистую комедию, как здесь, или в чистый хоррор, как в случае с последним «Доктором Стрэнджем», все ломается. Может быть, потому что мультивселенная и обилие персонажей обязывают сочетать разные подходы. Когда в сцене гибели одной из соратниц Тора, которой оторвало руку, звучат шутки о том, что, может, рука теперь в Вальгалле, становится ну уж слишком неловко. Главный гэг фильм — мемные орущие козлы — находка забавная, но тоже играет с фильмом злую шутку. Кода гигантские козлы оказываются на корабле со стражами Галактики и Тором, все орут и ничего не понятно, этот бардак выглядит самоироничной метафорой.

Не слишком удался Вайтити и экшен. Если в фильмер «Тор: Рагнарёк» экшен был вполне типичным для Marvel, скучноватым, но эффектным, то здесь получился скомканным, куча-мала, а не битвы. Кроме, скажем честно, финальной экшен-сцены — она неожиданная, классная и на редкость для комиксов короткая.

Тут, пожалуй, пора перейти к плюсам. Как режиссер Вайтити чрезвычайно внимателен к деталям — и к переносу оригинальных комиксов на экран, и к скандинавской мифологии (да). Множество моментов, которые выглядят как просто гэги, на самом деле опираются на «Эдды» — например, название корабля, на котором четверка отправилась на поиски потерянных детей, или зарисовка собраний (тот самый момент из трейлера с доской и маркером).

Marvel.com

Все зарубежные критики обращают внимание на метаморфозу героини Натали Портман. Но кроме того, что Джейн обрела личную трагедию и Мьёльнир и стала регулярно спасать Тора, ее персонаж все еще писан широкими мазками. Да, он сменил вектор, перестал быть объектом, но остался лишенным деталей. Даже тот факт, что она, пусть и следуя за комиксами, повторяет супергеройский образ Тора, а не обретает собственный, говорит о некой нарочитости происходящего. Зато рекап романтических отношений героев, скорее, режиссерский успех. Это бодро, смешно, трогательно и цитирует все главные фильмы про отношения на свете — от Вуди Аллена до «Истории о супружестве».

Несмотря на малое количество экранного времени, радует Валькирия Тессы Томпсон, ставшая королем Нового Асгарда. Именно королем, а не королевой — в ее случае это важно. Она и Новый Асгард кажутся самыми яркими сторонами фильма, воплощают то, что Marvel отлично удается — совмещать фэнтезийный мир из комиксов и легенд и реальный, к которому мы привыкли. В отличие, к примеру, от DC, которая создает миры на фундаменте комиксов, а не наоборот. Marvel берет привычную реальность и затем накладывает на нее супергероику, поэтому нам так легко представить ее Тора и Черную Вдову где-то поблизости, в шавермошной за углом. В Новом Асгарде странные существа с других планет уживаются в узнаваемой скандинавской деревне, любимой туристами, а Валькирия, спрыгнувшая с летающей лошади, снимается в рекламе и подписывает гору бумажек.

Marvel.com

Но если перестать разбирать «Любовь и гром» на кирпичики, а взглянуть на него целиком, можно увидеть главное, что удавалось Marvel с самого начала и удается сейчас при выходе в новую, пока не самую удачную фазу, — это подбор актеров. Можно с трудом выносить шутки, декорации, среднюю графику нового «Тора», но все актеры и актрисы — как те, кого мы знаем уже десять лет, так и новые — абсолютные попадания в образы. Не зря Кевин Файги так часто рассказывает, как долго они искали актера на роль Тора, как часто блогеры вспоминают о том, что многих актеров, прославившихся с помощью MCU, раньше никто не знал.

Кажется, отдел по кастингу студии нужно ценить не меньше, а то и больше визуальщиков. Как бы странно ни прописали Тора, как бы ни бросили на полпути Джейн, Хемсворт, Портман, Томпсон все еще так харизматичны, так комфортно чувствуют себя со своими героями, что смотреть на них одно удовольствие. То же и с выходами второго плана. Мэтт Дэймон продолжает изображать Локи в уличном асгардском театре, а когда появляется Рассел Кроу в роли Зевса, тут уже сомнений не остается: кастинг полностью удался. Кроу совмещает иронию на собственный актерский героический бэкграунд и ассоциации с недавними ролями типа «Неистового». Получается образ бога, который привык получать дары и жертвоприношения, быть звездой, но которому не с руки не только жертвовать собой, но даже одолжить для благого дела ручную молнию. Так что у исправившегося Локи явно появилась достойная замена.

Автор: Алина Кузьо

Фото: Marvel.com

Читайте также