Форма поиска по сайту
Все материалы

5 театральных премьер сентября

Осенью традиционно открывается театральный сезон. Рассказываем про пять самых громких премьер сентября, на которые стоит обратить внимание.

«Последний поезд»

в театре «Ленком»

Lenkom.ru

Музыкальный трагифарс — так называет свой первый спектакль на сцене «Ленкома» режиссер Антон Яковлев. В основу действия легла пьеса американской писательницы Виньи Дельмар «Дорогу завтрашнему дню», но постановка сделана лишь по ее мотивам: сценарист Сергей Плотов создал свою сценическую версию истории о том, как бывают жестоки друг к другу самые близки люди.

Пьеса «Дорогу завтрашнему дню» известна российскому зрителю по знаменитому спектаклю Анатолия Эфроса «Дальше — тишина…» (Театр имени Моссовета, 1978 год). Уникальный дуэт Фаины Раневской и Ростислава Плятта в роли Матери и Отца навсегда запомнился пронзительными монологами и почти интимной нежностью. Двое любящих стариков, в течение жизни не расстававшихся ни на день, вынуждены разлучиться навсегда, потому что пятеро их равнодушных детей не нашли возможности обеспечить родителям достойную совместную старость.

Уложится ли новое прочтение пьесы в привычную схему «жестокие дети — несчастные родители»? Судя по всему, на сцене «Ленкома» зрителей может ожидать иная трактовка — команда спектакля явно собирается сыграть историю по-новому и по-своему. Сергей Плотов добавил в действие элементы стендапа и вербатим, Антон Яковлев пригласил на роли Отца и Матери Виктора Ракова, Олесю Железняк и Анну Якунину. По словам самого режиссера, его история, скорее, не про стариков, а про чудаков, которые не смогли найти себе места в новом мире.

В спектакле заняты заслуженные артисты России Анна Большова, Станислав Житарев, Андрей Леонов и Владимир Еремин, народный артист Владимир Юматов.

Режиссер Антон Яковлев, среди последних работ которого спектакли — номинанты и победители премии «Звезда театрала» («Макбет» в Театре на Малой Бронной, 2018 год; «Лес» в Театре сатиры, 2020 год; спектакли Малого театра «Село Степанчиково и его обитатели», «Король Лир» и другие), с июля 2022 года возглавил Театр имени Гоголя.

Когда: 2–4 сентября

«Соло для часов с боем»

в театре имени Моссовета

Еще один спектакль о противостоянии отцов и детей. Пьеса Освальда Заградника рассказывает об одиноких стариках из дома престарелых. Каждую пятницу они собираются дружной компанией в маленькой квартирке своего друга Франтишека Абеля, где пьют чай, философствуют и вспоминают о прошлом. Что еще делать, когда время так неумолимо уходит? Пытаться остановить его силой памяти, полноценным, благородным и достойным существованием в сегодняшнем дне. В противовес им молодой внук Абеля жаждет дня завтрашнего и, страстно желая жениться на любимой девушке, подумывает выселить деда и занять квартиру целиком.

Режиссер — Павел Пархоменко, в прошлом сезоне поставивший на «Сцене под крышей» Театра имени Моссовета «Маму» по пьесе Флориана Зеллера и трагифарс «Человек в закрытой комнате» по тексту Татьяны Загдай, в этот раз делает спектакль на большой сцене с именитыми артистами труппы. Роли стариков исполняют Евгений Стеблов, Анатолий Васильев, Ольга Остроумова и Нелли Пшённая, Леонид Фомин, Александр Голобородько. Молодых Павла и Дашу играют Алексей Трофимов/Нил Кропалов и Анна Михайловская/Кристина Исайкина/Екатерина Девкина.

У пьесы Заградника долгая жизнь на московских сценах, а первыми в 1973 году в Художественном театре ее поставили Олег Ефремов и Анатолий Васильев. Судя по всему, в своей работе Пархоменко также делает ставку на актерскую игру своей команды и саму историю.

Когда: 16 и 21 сентября

«Пер Гюнт. Сказка для взрослых»

в театре имени Ермоловой

Ermolova.ru

«Визуально и смыслово мрачным» спектаклем открывает сезон Театр Ермоловой. «Пер Гюнт. Сказка для взрослых» по-новому рассказывает известную историю героя компромисса и приспособления. В интерпретации режиссера Владимира Киммельмана и художницы Юлианы Лайковой Пер Гюнт оказывается парнем, который изначально был чистым, но «со временем пачкается, покрывается пятнами». В интервью журналу Hello! сквозной линией спектакля авторы назвали «мотив загрязнения души». Длинный земной путь заблудшего мечтателя и патологического вруна авторы рассказывают как притчу о том, как среди соблазнов и пороков человек может сохранить себя настоящего. Удастся ли и этому сценическому Пер Гюнту прорваться сквозь собственный эгоизм, лицемерие и самоупоение, сможет ли и он в конце жизни обрести покой на коленях любящей женщины?

Роль Пер Гюнта в спектакле исполняет Глеб Шевнин, с которым Владимир Киммельман уже работал в 2021 году над постановкой «Антигоны» по пьесе Жана Ануя. Шевнин — недавний выпускник ГИТИСа (мастерская Олега Меньшикова).

Когда: 16–18 сентября

«Омон Ра»

в МХТ имени А. П. Чехова

Виктор Пелевин писал «Омон Ра» как роман — прощание с идеалами советского прошлого, в которые в 1991 году верить всерьез уже было невозможно. Его герой — мальчик по имени Омон, мечтая стать космонавтом, учится в бутафорском летном училище, где курсантам, не влезающим в космический корабль, отрезают часть ног. Звучит не столько абсурдно и нелепо, сколько метафорично. Получив странное имя от отца-милиционера, герой берет себе позывной Ра — так сильно ему хочется летать с самого детства. Эта тяга к свободе впоследствии и помогает герою выбраться из системы, где казаться, как ни крути, всегда важнее, чем быть. Режиссер Михаил Рахлин ставит этот роман на Малой сцене МХТ имени Чехова как историю о том, что «прошлое никуда не делось. Оно возвращается с новой силой, хотя и в ином облике». И, видимо, опять увлекает новыми (а может, все теми же?) иллюзиями.

В спектакле заняты известные артисты: Александр Семчев, Игорь Золотовицкий, Алексей Кирсанов и другие. Художница спектакля — Мария Мелешко, с 2022 года ассистент главного художника МХТ имени Чехова Николая Симонова. Мелешко работала над спектаклями Театра Вахтангова, «Практики» и «Мастерской Петра Фоменко», была художником по реквизиту прошлогодней премьеры режиссера Робера Лепажа в Театре наций. Художник по свету — Иван Виноградов, главный художник по свету МХТ имени Чехова, а в прошлом — «Гоголь-центра»; работал с Дмитрием Крымовым, Константином Богомоловым, Кириллом Серебренниковым, Алексеем Франдетти, Егором Дружининым.

Когда: 24–25 сентября

«Саша, привет!»

в Театре наций

theatreofnations.ru

Крайне доброжелательное обращение, вынесенное в заглавие романа Дмитрия Данилова (автора главных театральных и кинохитов последних лет «Сережа очень тупой» и «Человек из Подольска»), — это приветствие не друга, а… пулемета. Пулемета, который в недалеком будущем совершенно законно казнит всех совершающих преступления против морали. Или не казнит?.. Герой романа Сережа, осужденный авторитарным правительством за добровольную связь с 20-летней девушкой, как раз начинает сомневаться. Однако каждое утро, в 11 часов, он должен проходить под прицелом Саши и ждать, выстрелит тот или нет. Дело в том, что пулемет стреляет незапланированно, а Сашей его прозвали охранники Комбината — похожей на трехзвездочный отель тюрьмы, где осужденные преступники ожидают расстрела.

Режиссер Марат Гацалов говорит, что спектакль — этот попытка исследовать социальную катастрофу описанного Даниловым общества как следствия отношений между людьми. Герой не понимает устройства системы, в которой живет, не понимает, справедливо ли на самом деле ожидающее его наказание: «Это схема, которой управляют люди, или некая абстрактная идея? Мы сами принимаем решения или только играем в тех, кто способен их принять? Ответить на эти вопросы герою так же сложно, как и жить с ощущением мишени на собственном теле».

В роли Сережи — обладатель «Золотой маски» актер Игорь Гордин. Его жена Света — народная артистка РФ Наталия Вдовина. Художник-постановщик — заслуженный художник России Николай Симонов, работы которого зрители могут знать по работам над спектаклями «Человек из рыбы» Юрия Бутусова, «Лес» Кирилла Серебренникова и другим. Художник по костюмам — Мария Данилова, один из самых известных театральных художников России.

Когда: 24–25 сентября

Текст: Екатерина Данилова

Фото: Lenkom.ru

Читайте также