Фото: El Deseo
В мадридской квартире, будто нарисованной цветными карандашами, медленно чахнет некогда великий режиссер. Его дни состоят из объездов врачей и мучительных воспоминаний. На завтрак он ест миску йогурта с дюжиной перемолотых в порошок таблеток. На ужин – кашасу. Новые фильмы не снимаются, а сценарии не пишутся. Приходится цепляться за прошлое – и ехать на такси в другой город, чтобы помириться с актером, с которым поссорился тридцать лет назад. Ради пустякового, в сущности, дела – вместе показать зрителям старый фильм.Фото: El Deseo
А еще этот фильм – рассеянный, но язвительный путеводитель по собственным зависимостям, в первую очередь – стилистическим. Альмодовар, как всегда, не хочет присягать одному жанру, отчего кажется, что перед нами не только автобиографическая драма, но и коварный триллер про месть. Что, если актер-ревнивец затеял план, как с помощью наркотиков свести ненавистного режиссера в могилу? А еще, как и в «Джульетте» – самой свежей из прочих картин мастера – в фильме есть особая цветовая поэзия. Альмодовару особенно дороги красная и белая краски – символы страсти и покоя. Один цвет в его аккуратном доме перетекает в другой, давая зрителю понять, что герой проклят на вечный поиск себя. А воспоминания из детства в пещере, покрашенной в белый, оказываются той гаванью, в которую он обречен возвращаться всю жизнь. Но воспоминания гаснут, а где взять новое топливо для существования, уже непонятно. Как поэт Альмодовар – все равно что Джармуш, забывший принять успокоительные, каждый его фильм – попытка прервать тревожный сон. Та же «Джульетта» начиналась со сцены в поезде, по окну которого жутким образом хлестали ветви деревьев. А заканчивалась нежной зарисовкой в машине, лобовое стекло которой ласкали зеленые ветви. «Боль и слава» – тоже кино о стремлении к покою, который таким натурам, как Альмодовар, только снится. Оттого-то герой и понимает в финале, что умиротворение его ждет только в новом бою с собой.Фото: El Deseo
Питер Брэдшоу, один из самых авторитетных кинокритиков в мире, шутит, что «Боль и слава» – 21-й фильм Альмодовара, но его стоит считать 20-м с половиной. С одной стороны, потому что это кино того же порядка, что и «Восемь с половиной» Федерико Феллини – автобиография режиссера в глубоком кризисе; исповедь человека, который боится себя за то, что чужие переживания он воспринимает, как сюжеты, а свои – и вовсе не понимает.Фото: El Deseo
Читайте также