Самый ожидаемый российский фильм года выходит в отечественный прокат 6 октября. Картина основана на романе живого классика российской литературы Алексея Иванова. Иванов, пожалуй, самый экранизируемый современный российский писатель: «Географ глобус пропил», «Общага», «Тобол», «Пищеблок», «Ненастье» — все эти громкие названия фильмов и сериалов — экранизации его романов. И вот теперь — «Сердце пармы» — эта книга увидела свет почти 20 лет назад и стала для Иванова проводником в мир большой литературы, прославив его на всю Россию.
Экранизировать роман собирались еще в 2006 году, но фильм удалось выпустить лишь в 2022-м. Кинокритик Юлия Шампорова рассказывает, почему в этой оптике картина про пермского князя-миротворца, ставящего человеческую жизнь выше любого житейского блага и вынужденного воевать за свои убеждения, выглядит очень символично.
This browser does not support the video element.
Central Partnership
«30 соболиных шкурок — слишком высокая цена за 100 человеческих жизней, оставьте их себе», — говорит молодой Великопермский князь Михаил (Михай) своему князю-соседу, который отказывается платить ему ясак (пушной оброк), и разворачивает свое войско восвояси. Даже в средневековой Перми XV века есть место гуманизму и пониманию ценности человеческой жизни. Михаил исходит именно из этих соображений. Его отец, князь Ермолай, ставленник московского князя, стремился колонизировать местное коренное население, язычников пермяков и вогулов, и был жестоко наказан за попытку похитить Сорни-Най — легендарную статую богини, которой поклоняются местные язычники.
Михаил же стремится к соблюдению относительного мира и с языческими племенами, населявшими уральскую парму (приуральское название хвойного леса, синоним слова «тайга»), и с татарскими князьями, и с Москвой. Князь женится на Тиче, пермской девушке-оборотне, ламии, в которой живет дух богини Сорни-Най, и этот союз является воплощением мира фантастического эпоса о древней парме-Перми, где языческий и христианский люд живет по соседству друг с другом и стремится не то к мирному сосуществованию, не то к взаимному уничтожению. Среди хаоса, жестоких убийств, беспрестанных междоусобных войн, крови, холода и сурового быта XV века эта во многом сверхъестественная любовь бережет и сохраняет Михаила и Тиче.
Однако главное противостояние князя происходит не с язычниками, а с московским великим князем, который хочет заставить пермяков присоединиться к своему походу против казанских татар. Михаил отвечает категорическим отказом и вынужден защищать свое княжество от московитов, которые идут на него войной. И если эта история посвящена формированию российской имперской идеологии Третьего Рима, то симпатии ее создателей на стороне тех, кто пал жертвами этой битвы.
«Князь Михаил — романтик, который пытается примирить всех людей вокруг, объединить язычество и христианство. Это не история бесстрашного профессионального воина, это история чистой любви к своей женщине, друзьям, людям и миру», — говорит исполнитель главной роли Александр Кузнецов. Актер создает на экране образ чрезвычайно благородного и искреннего человека, идеал князя, который любит и жалеет своих людей, ценя их жизни больше, чем чьи-либо корыстные интересы. Образ князя Михаила — одна из лучших ролей в карьере Кузнецова.
А для Елены Ербаковой, по-животному органично сыгравшей возлюбленную Михаила, язычницу Тиче, умевшую обращаться в рысь, эта роль стала дебютом в кино. Ее, актрису Русского драматического театра имени Н. А. Бестужева в Улан-Удэ, нашла кастинг-директор Наталья Троицкая, которая по фотографиям подбирала актрис определенного типажа на сайтах сибирских и якутских театров, и предложила Елене записать самопробы.
Блестящей и, к сожалению, одной из последних ролей трагически погибшего актера Сергея Пускепалиса стала роль богатыря Полюда, героя и правой руки князя Великопермского. Невозможно не упомянуть Федора Бондарчука в роли Ивана III, собирателя земель русских, создателя централизованного российского государства. Он появляется в картине всего в одной сцене и в разговоре с измученным Михаилом транслирует все те идеи российского самодержавия, которые до сих пор не теряют своей актуальности. Москва — Третий Рим, а вся вина плененного Михаила — в том, что ему пришлось жить с Иваном III в одно время.
Режиссером картины выступил Антон Мегердичев, работавший над российскими блокбастерами «Метро» и «Движение вверх», фильма надолго сохранившего звание самой кассовой российской картины. Мегердичев принес присущий ему размах и масштабность и в «Сердце пармы». Съемки картины проходили в Подмосковье и Пермском крае, где на территории природного геологического заповедника «Холодный лог» был построен деревянный архитектурный комплекс, в который вошли постройки, аналогичные тем, что были в пермской столице Чердынь в XV веке: 84-метровая деревянная крепость, храм, а также монастырские кельи.
Эти декорации до сих пор можно увидеть, поскольку после съемок они были безвозмездно переданы администрации Губахинского городского округа и превращены в туристический объект. В Подмосковье для съемок также возвели средневековый город с избами, торговыми рядами и церковью, над которым художники-постановщики трудились восемь месяцев.
Всего на проекте работали более 2 тысяч специалистов. Старинные предметы быта XV века художники по реквизиту собирали по всей России. Специально для фильма редкие и хорошо сохранившиеся артефакты были найдены в Мурманске, Вологодской и Архангельской областях. Костюмы, украшения, оружие, детали быта — все это сделано с филигранной точностью и вниманием к деталям.
«Ничего подобного „Сердцу пармы“ я не читал, даже сравнить не могу. Мне захотелось снять это кино — большую эпическую драму — так, чтобы в ней была очень сильная линия любви. Любви, которая способна на самопожертвование. Наша героиня Тиче отказывается от бессмертия, от магических даров, отрекается от огромной грозной силы, бушующей в ней, ради своей любви к князю Михану. Наше кино — большая драма страстей, герои проходят испытания на человечность, верность, дружбу и, конечно, любовь. И мы постарались передать это в каждом кадре, в мощной силе страсти и даже в жестком экшене батальных сцен», — говорит режиссер.
В «Сердце пармы» линия любовная и линия военная переплетены не хуже, чем в «Войне и мире». И если чрезвычайно сложные в постановке и съемках батальные сцены и трюки, которые актеры репетировали по много месяцев, отвечают за зрелищность и экшен (монтаж осуществлял сам Мегердичев), то любовная линия Михаила и Тиче — это та человеческая история, которая позволяет посмотреть трехчасовой фильм о средневековой Руси почти на одном дыхании.
Тиче, в которой живет дух языческой богини, разрывается между своим долгом и любовью к мужу и детям, Михаил вынужден защищать жену-язычницу и от священника Ионы в исполнении Евгения Миронова, который строчит в Москву доносы о ее ведьминской сущности, и от вогульского хакана Асыка, который влюблен в девушку. Однако герои проходят все препятствия, понимая истинную ценность своих отношений и доказывая всем нам: любовь победит.