Форма поиска по сайту
Все материалы

Музей советских игровых автоматов переехал на ВДНХ. Что поменялось, кроме места?

27 июня Музей советских игровых автоматов, находившийся раньше на Кузнецком Мосту, открылся на ВДНХ в павильоне «Россия – моя история». Осенью проект ждет еще один переезд, место пока не известно. Поговорили с совладельцем музея Александром Вугманом о самых популярных моделях и истории их появления.

О концепции

Фото: Михаил Голденков / The City

У нас не музей в строгом смысле слова, где ничего нельзя трогать. Наоборот, вместе с билетом посетителю выдается спичечный коробок с настоящими советскими пятнадцатикопеечными монетами, которые используются у нас в автоматах как жетоны. Можно поиграть, а можно выпить в автомате газировки.

Почему переехал музей

Фото: Михаил Голденков / The City

На ВДНХ мы временно: надеемся вернуться в центр. С Кузнецкого Моста нас, как и многих других, «попросили», потому что там строится элитное жилье. ВДНХ очень вовремя предложил площадку. Вообще переезжать нам не впервой, мы кочующий музей. Все началось с того, что, закончив Московский политехнический университет, трое товарищей договорились с ректором занять подвал одного из общежитий необычной коллекцией. Первый музей советских игровых автоматов открылся на Первомайской в 2007 году, работал всего один день в неделю, в среду, по записи. Владельцы сами встречали гостей и проводили экскурсии. Коллекция росла, и мы перебрались на Малую Ордынку, где работали ежедневно. Затем была Бауманская, потом Кузнецкий.

С чего началась коллекция

Фото: Михаил Голденков / The City

Самого первого экспоната сейчас в зале нет: это был «Морской бой», который нашли в Таганском парке. Он был нерабочим, мы многократно пытались его починить, но так и не смогли, а потом стали собирать другие неработающие автоматы и возвращать их в строй.

Топ-5 популярных автоматов музея

Фото: Михаил Голденков / The City

«Морской бой», «Астропилот», «Стрелок», «Баскетбол», «Магистраль» (похоже на гонки в «Тетрисе»). Удивительно, что посетителям больше нравятся автоматы не с телевизионным экраном, а совсем олдскульные, механические, тот же «Астропилот» с голографическим изображением и настоящим ландшафтом, где нужно управлять космическим кораблем. Просто к экрану мы все уже давно привыкли, а здесь – настоящие машинки, ракеты.

Как игровые автоматы появились в СССР

Фото: Михаил Голденков / The City

Игровые автоматы обязаны своим появлением выставке «Аттракцион» 1971 года в парке Горького. Она была очень успешной, шла несколько недель, ее посетили 20 миллионов человек. Туда впервые пригласили зарубежные фирмы-производители, причем не просто так – автоматы, привезенные из Германии, Японии, США, у нас выкупили и разобрали на части, чтобы разобраться, как они устроены. В 74-м году начинается выпуск первых советских игровых автоматов: было создано всесоюзное объединение «Союз аттракционов». Оно курировало распределение заказов по заводам, выпуск и распространение. Вообще за границей параллельно развивались две истории: аркадных автоматов и игровых, азартных. В СССР азартные игры не поощрялись: победитель в лучшем случае получал призовую игру или значок. Так что обогатиться или сорвать куш на таком хобби точно было нельзя.

Оборонная промышленность для игр

Фото: Михаил Голденков / The City

Многие автоматы собирались на секретных оборонных предприятиях – специальных заводов не было. Вся промышленность Советского Союза была заточена под нужды военной промышленности, поэтому игровые автоматы делали на объектах, принадлежавших Министерству приборостроения и систем автоматизации. Что-то собирали на авиационных заводах вместе с тренажерами для пилотов. «Морской бой», например, выпускался на радиотехническом заводе.

Самый раритетный автомат

Фото: Михаил Голденков / The City

Огромная машина под названием «Память». Он выпускался в 1970-х всего пять лет: сняли с производства, потому что не окупался. Играют обычно дети, но эта игра для них оказалась сложной, хотя автомат отлично тренирует абстрактное мышление. Суть в следующем: есть фигура – в начале игры у нее не хватает какой-то части. Игроку предлагается несколько вариантов. Сначала автомат дает подсказку, а потом приходится самому запоминать и выбирать недостающие части фигуры на пульте.

О первом советском магазине с роботами

Фото: Михаил Голденков / The City

В 1963 году в Москве на улице Малая Дмитровка открылся пилотный магазин «Прогресс». Он был полностью автоматизирован, в нем не было продавцов – только наладчики, следившие за работой. Идею советские делегации подсмотрели в Японии и США, где автоматизированные игровые автоматы появлялись первыми. Кстати, торговые автоматы вошли в обиход еще раньше, в конце 50-х, – после поездки Хрущева в Америку. Так что идея Джеффа Безоса с его автоматизированными магазинами Amazon Go разрабатывалась еще в Советском Союзе. Но эксперимент с магазином «Прогресс» провалился: автоматы плохо работали, не выдавали сдачу, товар заканчивался.

О стоимости

Фото: Михаил Голденков / The City

Часто люди играют и приходят в такой восторг, что предлагают выкупить у нас понравившиеся автоматы. Мы, конечно, отказываемся: это же музейные экспонаты. Тут дело даже не в деньгах, а в том, как их сложно найти и поддерживать – у всех давным давно кончился срок эксплуатации. Мы, например, скупаем на «Авито» все, что относится к автоматам, – детали всегда нужны про запас. Самые популярные автоматы, футбольные или хоккейные, могут стоить тысяч 10–15. Но предлагают и за 100, и за 200 тысяч. Мы уже давно охотимся за раритетом Appollo 11, он вышел в 70-е, был вдохновлен экспедицией американцев на Луну.

Как хобби стало бизнесом

ВДНХ, павильон 57 «Россия – моя история»
Мы не используем модель франшизы – у нас один музей с отделениями в разных городах и огромным собранием, уже больше 300 экспонатов. После удачного московского запуска мы открыли в Петербурге филиал, и он тоже успешно работает. А вот в Казани не зашло – закрылся, отработав год с небольшим. Есть планы открыться в Берлине – иностранцы в восторге от нашей идеи, они не представляли, что у нас такое существовало.
Билеты: 450 рублей (входит 15 монет-жетонов для игр)

Читайте также