В прокате «Человек-паук: Вдали от дома» – солнечный летний блокбастер, который завершает очередную «фазу» вселенной Marvel. Кинокритик Егор Москвитин объясняет, почему фильм дает надежду на то, что грядущие кинокомиксы станут проще, смешнее и человечнее.Фото: Sony Pictures/Marvel Studios
«Щелчок» Таноса, превративший пять лет назад половину человечества в пыль, удалось отменить – но это привело к странным последствиям. Вернувшиеся из небытия взрослые обнаружили, что их любимые завели себе новые семьи. А подростки (например, Питер Паркер) столкнулись с тем, что их бывшие одноклассники вымахали на пять лет. И что совсем ни в какие ворота, мир навсегда оставили его главные хранители-супергерои – Тони Старк, Капитан Америка и Черная Вдова. Сильнее всех Питеру, конечно же, не хватает Старка, успевшему стать для выходца из неблагополучного Квинса кем-то вроде крестного отца. Человек-паук вновь осиротел, и больше всего на свете ему теперь хочется побыть нормальным подростком. Но Ник Фьюри вновь зовет героя спасать мир – прямо посреди школьной поездки по Европе, во время которой Питер собирался признаться в любви Эм-Джей. На этот раз планете угрожают четыре элементаля – великан из песка, вредный водяной, хмурый смерч и огненный титан. Так что события в фильме развиваются стихийно. Вдобавок, помочь осиротевшим Мстителям соглашается загадочный рыцарь печального образа по имени Мистерио. Его играет новичок во вселенной Marvel Джейк Гилленхол. Звезде психологических драм явно скучновато в супергеройском костюме – поэтому некоторые свои сцены веселый актер превращает чуть ли не в музыкальные номера.
Предыдущая часть «Человека-паука» носила подзаголовок «Возвращение домой» не только из-за того, что историю супергероя в ней обнулили, вновь отправив парня в школу и заменив заматеревшего Эндрю Гарфилда на юного Тома Холланда. Он, кстати, оказался отличным актером, одинаково симпатичным и в авторском («Затерянный город Z»), и в массовом кино. Дело в том, что компания Marvel в конце XX века, оказавшись на грани закрытия, вынуждена была уступить права на Человека-паука и всю его рать киногиганту Sony. Лишь неравные браки любимых детей (другие персонажи – например, «Люди-икс» – тоже были проданы конкурентам) позволили дому Marvel не развалиться на рубеже тысячелетий. А что было дальше – все знают. Издатель комиксов взял огромный кредит (около полумиллиарда долларов), запустил собственную киностудию и показал всему Голливуду, как на самом деле нужно снимать фильмы про супергероев. А вот у «Человека-паука» от Sony дела тем временем шли неважно – но и отдавать его назад компания не собиралась. Компромисса удалось достичь совсем недавно: новые фильмы по-прежнему производит и прокатывает Sony, но специалисты из Marvel получили креативный контроль над сценарием и съемками. Поэтому «Возвращение домой» действительно выглядело как счастливое воссоединение семьи. Картина стала частью вымышленного мира Marvel и получилась легкой, веселой и сентиментальной. Еще в ней было много ностальгии по поп-культуре 80-х – например, молодежным комедиям вроде «Клуба «Завтрак». Эту находку авторы, видимо, подсмотрели в сериале «Очень странные дела», который тоже предлагал повзрослевшим (и утомленным взрослой жизнью) зрителям сладкий криогенный сон об их детстве.
Фото: Sony Pictures/Marvel Studios
То, что вторая часть обновленного «Человека-паука» называется «Вдали от дома» – еще символичнее. Фильм завершает целую фазу вселенной Marvel. И эта эпоха запомнится прежде всего грандиозными батальными сценами, бесконечными бюджетами, феерическими спецэффектами и византийским размахом во всем. А еще благородными, хоть и не всегда успешными, попытками превратить супергеройское бытие в семейные драмы.
И чтобы снизить пафос эпопеи, «Вдали от дома» максимально дистанцируется от событий монструозных фильмов про «Мстителей» – «Войны бесконечности» и «Финала». В них все гремело и взрывалось; здесь основная интонация – доверительный шепот. «Вдали от дома» – очень маленькая, милая и простодушная история о подростке, который еще не привык к свалившейся на него ответственности, скучает по духовному отцу, не знает, как пригласить девушку на свидание и мучается от распирающей его тайны.
Характерная сцена: оказавшись в Европе, Человек-паук забывает супергеройский костюм и, чтобы его не опознали одноклассники, надевает венецианскую маску. Тут-то и становится ясно, что перед нами не комикс, а комедия дель арте – наивный площадной балаган, где у каждого из актеров есть несколько личин и несколько ролей, и все происходит как бы понарошку. Но эмоций при этом все равно через край – ведь зритель знает, на что идет, и охотно подыгрывает представлению. От фильма сможет получить настоящее удовольствие лишь тот, кто заранее настроится на то, что это не суперблокбастер и не глубокая драма, а трогательный школьный спектакль. С неуклюжими шутками про взросление, с типично подростковыми переживаниями и с бесконечными отсылками к старым фильмам, узнавая которые, зритель возвращается в собственную юность.
Фото: Sony Pictures/Marvel Studios
Главный показатель качества этой истории – то, что в ней даже толком не замечаешь те самые битвы и спецэффекты, вроде бы главные комикс-аттракционы. Потому что все самое важное и самое пронзительное здесь происходит в перерывах между боями супергероев и суперзлодеев. Да и описать эти спецэффекты без спойлеров невозможно: скажем лишь, что испытания, с которыми столкнутся персонажи, напоминают скорее визуальные и интеллектуальные головоломки из «Матрицы» и «Начала», чем типичные комиксные авантюры.
И этот поворот от громоздких спецэффектов к простым семейным историям очень бодрит – и дает надежду, что четвертая фаза вселенной Marvel станет еще человечнее.
Москвитин Егор