Кадр из фильма «Гив ми либерти». Фото: A-One-Films
Половина ключевых фестивалей года позади, а программы Венеции и Торонто объявлены, и наших там нет. Так что уже можно подводить кое-какие итоги. И назвать главной – если не главнейшей – русскоязычной премьерой этого года фильм «Гив ми либерти», снятый советским эмигрантом Кириллом Михановским в ставшем уже родным для него штате Висконсин. Картина отчасти основана на биографии автора: половина ее персонажей – это русские переселенцы, а Михановский, как и главный герой, какое-то время работал водителем фургона для перевозки малоподвижных людей и инвалидов. Но в то же время она строится на универсальных мифах. Потому что огромный автомобиль, в который на протяжении фильма набиваются самые разные люди (чернокожие и белые американцы; русские и евреи; белорусы и индусы), – это одновременно и наш «Теремок», и понятный англоязычному миру «Дом, который построил Джек», и библейский Ноев Ковчег. А раз мы все в одной лодке, то и причин для разногласий быть не должно. Но к этой скучной в своей правильности мысли фильм движется очень необычным путем. Потому что это черная комедия, а не пафосная драма.Кадр из фильма «Гив ми либерти». Фото: A-One-Films
Главный герой Вик (дебютант Крис Галуст, обладающий харизмой молодых Эдварда Ферлонга и Леонардо ди Каприо) – русский переселенец в третьем поколении, который мог бы стать музыкантом (его немного карикатурная еврейская мама – педагог по вокалу), но предпочитает сутки напролет трудиться социальным работником. Его задача состоит в том, чтобы собирать по всему городку Милуоки людей с инвалидностью и доставлять их в Центр Эйзенхауэра – место, где одиночки становятся обществом, трудятся, поют и танцуют. Но однажды утром фургончик, который водит Вик, вероломно захватят русские бабушки и дедушки с гармонью и венками. Им во что бы то ни стало нужно добраться до кладбища, где вот-вот похоронят их товарку Лилю. Из-за вторжения рабочее расписание Вика оказывается под угрозой, а обычные пассажиры негодуют (и громче всех – чернокожая красавица Трэйси, прикованная к инвалидному креслу). Начальство постоянно звонит и угрожает уволить, а путь до кладбища, как назло, перекрывает полиция: в городе протесты и беспорядки, связанные с гибелью афроамериканского подростка. Так что фильм превращается в ту еще поездку – остросюжетную и сентиментальную, трогательную и смешную. Особенно если учесть, что на борту ковчега народов орудует симпатичный аферист Дима, которого играет потрясающе органичный актер Максим Стоянов. Кстати, за исключением россиянина Стоянова, афроамериканки Лорен Спенсер и сыгравшей сестру героя Дарьи Екамасовой, всех персонажей в фильме изображают настоящие эмигранты, представители самых разных диаспор и люди с инвалидностью. Так что «наш» режиссер (сам Михановский подчеркивает, что он режиссер американский; к тому же российское гражданство он потерял в девяностые) одним из первых реализовал мечту Голливуда об инклюзивности.Кадр из фильма «Гив ми либерти». Фото: A-One-Films
Картина Кирилла Михановского и дает, и отнимает свободу в тот момент, когда доказывает, что предназначение человека состоит в том, чтобы помогать другим. Служение обществу – это не то определение независимости, к которому мы все привыкли, поэтому фильм заводит в тупик и заставляет чувствовать растерянность. А ведь до этого юркий водитель Вик целых сто минут ловко находил объездные пути и уверенно прокладывал путь. Но дальше зрителю, видимо, придется уже без него.Кадр из фильма «Оленья кожа». Фото: MEGOGO Distribution
Переживающий разрыв с женой обрюзгший красавец снимает с общей карты все деньги, уезжает в деревенскую глушь, покупает куртку из оленьей кожи и начинает снимать свои с ней приключения на видеокамеру. Результат – парадоксальный французский фильм: 77-минутный то ли триллер, то ли комедия о мужчине, который сходит с ума на почве одиночества, любви к кино и страсти к кожаным аксессуарам. В кадре жестоко убивают, а зрителю хочется хохотать. Замечательного актера Жана Дюжардена, когда-то взявшего Оскар за роль в немом фильме «Артист», в этот раз прорывает так, что он говорит сразу за двоих – за себя и за собственную куртку из оленьей кожи. При этом многословность в фильме каким-то образом сочетается с тревожной пустотой, которая иногда взрывается резкими музыкальными вставками на хичкоковский манер. По-настоящему страшно от этого не станет, а вот электрическое напряжение между фильмом и зрителем возникнет – и об увиденном захочется рассуждать, рассуждать и рассуждать.Фото: UPI
Уже девятый по счету «Форсаж» – на этот раз без Вина Дизеля и его кортежа, зато с Дуэйном «Скалой» Джонсоном и Джейсоном Стейтемом. Поскольку это спин-офф (то есть не официальное продолжение, а ответвление от основного сюжета), то картина может позволить себе альтернативное топливо. В этот раз «Форсаж» едет к цели не за счет сентиментальной брутальности, а за счет комедийного обаяния. Герои Джонсона (американского законника) и Стейтема (британского хулигана) терпеть друг друга не могут, но вынуждены работать вместе – так что их союз здорово напоминает об эталонных полицейских бадди-боевиках восьмидесятых. Крайне старомодное зрелище – но на современном движке.Фото: Capella Film
Темнокожая мать-одиночка, отчаявшаяся знакомиться через газеты, покупает для свидания красное платье – и неосторожно оставляет продавщице свой номер телефона и домашний адрес. Что произойдет дальше – поди пойми: то ли продавщица окажется ведьмой, то ли платье – призраком, но и героиню, и зрителя ждет сюрреалистический трип. Режиссер Питер Стриклэнд (автор мало кем открытого «Справочника зла») позаботился о том, чтобы его фильм получился одновременно и страшным, и ироничным. В иностранных рецензиях покрой «Маленького красного платья» вовсю сравнивают с работами Дэвида Линча и Дарио Ардженто. Но настоящие киноманы обнаружат в основе этого экстравагантного хоррора даже более тонкие материи. Однако неподготовленному зрителю эта ткань за два часа может и натереть – так что идти на фильм стоит на свой страх и риск.Фото: «Русский репортаж»
Криминальная комедия родом из Канады – страны, режиссеры которой время от времени выступают переговорщиками между американским и французским кино. Так вышло и в этот раз. С одной стороны, «Как отмыть миллион» – типично американская история о симпатичном неудачнике, который нечаянно наткнулся на несметные богатства, чем разозлил потешную мафию, заинтересовал глуповатую полицию и очаровал загадочную красотку. С другой стороны, в диалогах нет-нет да и проскальзывает вольная французская философская мысль о природе денег, законах общества и тщете жизни. Забавный и очень летний фильм.Читайте также