В Музее Москвы открылась первая выставка наследия Николая Рахманова «Цвет московской фотографии». В экспозиции — более 200 культовых снимков города и его жителей. Среди них высотные панорамы столицы и пятиметровый кадр-гармошка. Рассказываем, почему вам точно стоит пойти и увидеть это своими глазами.Москва и ее жители
Рахманова называют главным летописцем Москвы, потому что в его объективе всегда был город. Помимо пейзажей, он снимал и жителей — таксистов, мам с детьми, продавцов книг, рыбаков. В основном Рахманов делал черно-белые снимки, но для выставки из архивов подняли много цветных кадров. Главный среди них — портрет девочки с апельсинами, семилетней дочери самого автора. Кадр он сделал специально для одного из своих альбомов «Московские зори» 1972 года.
Город с высоты
Николай Рахманов. Кремль. Закат, 2009 г./Коллекция Музея Москвы
Фишка стиля Рахманова — фото с высоты. Снимать панорамы он начал еще в детстве — тогда семья фотографа жила в Газетном переулке напротив дворца князя Сергея Меньшикова, на крышу которого вела пожарная лестница. Именно оттуда он снял первые высотные кадры на подаренный отцом Kodak. Ради сочных кадров Рахманов с тяжелой камерой и под порывами ветра мог ждать целый день.
Самая большая фотография
В коллекции фотографа есть и культовый пятиметровый кадр-гармошка. Так он снял круговую панораму со строительных лесов на колокольне Ивана Великого. Для этого фотограф постепенно следовал с камерой за солнцем. В итоге получил 16 кадров и совместил их в единое полотно.
Алмазный фонд
Николай Рахманов. Большая императорская корона, большой императорский наряд на мантии XVII века из собрания Алмазного фонда, Кон. 1980-х/Коллекция Музея Москвы
К 70-летию Гохрана СССР Рахманов сделал книгу «Алмазная сокровищница Советского Союза». Снимать можно было только в выходные дни архива, так что каждый четверг фотограф посвящал съемке ценных артефактов. Среди них — диадема императрицы Марии Федоровны и шапка Мономаха. На этот проект у него ушло целых три месяца.
Издатель первоначально планировал фотографии ювелирных шедевров на разных по цвету фонах. Я пытался снимать многие вещи и на белом фоне, но он не подходил для бриллиантов: алмазы превращались в просто «стекляшечки». В итоге мы остановились на черном. Черное — это бесконечность, космос.
Верхоспасский собор
Николай Рахманов. Соборы Кремля, 1980-е/Коллекция Музея Москвы
Любимой точкой съемки Рахманова были купола Верхоспасского собора. На снимках в фотоархиве Музея Москвы здание предстает в самых разных состояниях: в солнечном свете, под снегом, на рассвете и на закате. И, как ни странно, узнать одну и ту же постройку в них не так-то просто.
Когда: до 6 ноября
Где: Музей Москвы, Зубовский б-р, 2
Вход по регистрацииФото: Николай Рахманов. Девочка с апельсинами, 1970–1972 гг./Коллекция Музея Москвы