В Музее старого и нового искусства Тасмании в Австралии три года выставляли поддельные картины Пикассо. Об этом сообщает Business Insider. Рассказываем об этом скандале и паре подобных случаев.Что случилось в австралийском музее
Все началось с выставки «Лаундж для леди», которую могли посещать исключительно женщины. Она была одной из самых долгих экспозиций Музея старого и нового искусства Тасмании и действовала три года. Недавно посетитель-мужчина обратился в суд из-за того, что его не пустили посмотреть картину. Он обвинил музей в дискриминации — в итоге культурную институцию обязали снять гендерные ограничения и открыть экспозицию для всех.
Тогда куратор музея Кирша Кечеле переместила часть картин в женский туалет — переехала и часть лжекартин Пикассо. После она написала в соцсетях пост, где призналась, что подделала некоторые полотна. Женщина оправдала свой поступок тем, что не нашла подходящих оригиналов и не смогла оплатить страховку.
Я знала о нескольких картинах Пикассо, которые могла одолжить у друзей, но ни одна из них не была зеленой, а я хотела, чтобы экспозиция была монохромной. Время также работало против меня, не говоря уже о стоимости страховки для Пикассо — цена бесстыдно высока!
Кирша Кечеле
куратор музея
После этого случая проверили и другие объекты музея. Оказалось, что драгоценности и плед королевы Дании Марии тоже поддельные: первые сделаны из пластмассы, а второй — из полиэстера.
Еще одна известная подделка — портрет Шекспира
AP/TASS
В 2005 году специалисты по живописи признали подделкой один из самых узнаваемых портретов драматурга — портрет Флауэра (по имени владельца). Его печатали на многих книгах Шекспира.
Картину передали Королевскому шекспировскому обществу в конце XIX века, долгое время эксперты спорили о ее подлинности. В 2005 году полотно отдали на экспертизу — оказалось, изображение написано поверх изображения Мадонны с младенцем, датированного XVI веком. Однако сверху были следы хромовой желтой краски, которую начали изготавливать лишь в 1814 году. Теперь портрет Флауэра относят к периоду между 1818 и 1840 годом.
История о ненастоящем Шагале
Фотохроника ТАСС/Альфред Церлюкевич
В 1960‑х нью-йоркский торговец картинами Дэвид Стейн написал три акварельных рисунка и продал их, выдав за творчество Марка Шагала. К ним предприниматель даже приложил поддельные документы оригинальности.
Обман раскрыли, когда сам Шагал встретился с поклонником, купившим эти работы. Он сказал, что никогда не писал подобное, а после сообщил суду о подделках своих картин. Дэвида Стейна отправили в тюрьму за мошенничество — после освобождения он стал успешным художником.
Не Малевич в Москве
Сергей Бобылев/ТАСС
В 2017 году в Государственном музее-заповеднике «Ростовский кремль» заявили, что картина русского авангардиста Казимира Малевича «Самовар» — подделка. Выяснилось, что оригинальная работа находится в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Фальшивое полотно написали во второй половине ХХ века в СССР. Преступник так и остался неизвестным.
Причиной проверки в музее стал случай, когда подаренные князем Никитой Лобановым-Ростовским картины оказались фальшивыми. Тогда в культурной институции началась масштабная проверка совместно с Институтом геологии и геохронологии докембрия РАН, Государственным научно-исследовательским институтом реставрации и Государственным Русским музеем.
Напомним, что настоящие картины Марка Шагала сейчас можно увидеть на выставке
«В ожидании чуда. Посвящение Марку Шагалу» в Еврейском музее и центре толерантности. А подлинные работы Казимира Малевича — в «ГЭС-2» на экспозиции «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2».
Фото: ТАСС/EPA