В Москве проходит выставка Билла Виолы, одного из главных художников видео-арта — мы уже подробно рассказывали о нем в отдельном материале. Cобрали важных для мирового искусства художников, работающих в том же жанре.
Пионер видео-арта. В 1965 Sony выпустила Portapak — первую портативную видеокамеру. Пайк приобрел ее и начал экспериментировать со съемками. Так родилось первое мокьюментари — художник заснял визит папы римского, а вечером, сидя в кафе, озвучил его.
Одна из самых известных работ художника — видеомузыкальный перформанс с виолончелисткой Шарлоттой Мурман — TV Cello. Пайк составил мониторы в виде виолончели, а Мурман водила по ним смычком. На экранах транслировалось ее изображение, снятое с другой камеры. Скульптуры из мониторов и радиоприемников часто встречаются в творчестве Пайка — от роботов и собак до карты Америки.
«Король поп-арта», как и Нам Джун Пайк, тоже получил камеру Sony, но распорядился ей иначе: просто повесил ее при входе в легендарную «Фабрику» — арт-студию, где встречалась творческая элита Нью-Йорка: писатели, художники, музыканты.
Фишка Уорхола — теперь повседневное занятие пользователей соцсетей — круглосуточная документация происходящего вокруг, а эпатажные видеоспектакли со светской публикой и суперзвездами предвосхитили тематику реалити-шоу последних десятилетий. В числе знаковых подобных произведений — Sleep, My Hustler и Mario Banana — экспериментальные фильмы «одного кадра».
Главные темы творчества Рослер — злободневный в 1960–1970-х и актуальный по сей день вопрос места женщины в обществе. В основе ее видеоработы Semiotics of the Kitchen лежит история Джулии Чайлд — телеведущей, которая до самой смерти вела кулинарное шоу на американском телевидении. Она пропагандировала образ идеальной домохозяйки, что осуждали и высмеивали феминистки. В Semiotics of the Kitchen Рослер предстает ведущей, внятно и громко проговаривает названия предметов кухонного интерьера, в строгом алфавитном порядке, с каждой минутой делая это все агрессивнее.
В 1980-х внимание художницы сосредоточилось на проблеме массовой культуры — навязывания правды и неправды. В видео Martha Rosler Reads Vogue художница вслух читает глянцевый журнал, при этом ее голос — ровный, безэмоциональный. Таким образом художница создает контраст с идеальными яркими картинками, обличая искусственный лоск модных журналов.
Концептуалист Брюс Науман при помощи видео-арта конструировал интерактивные пространства, исследовал выразительные возможности своего тела, размышлял о сложной природе художника. В ранних работах конца 1960-х он снимал себя в арт-студии. Художник обливался краской и стирал ее с себя, прижимался к стенам, танцевал по периметру мастерской и многократно повторял разные движения. Результат производит эффект на зрителя — заставляет его концентрироваться на изображении так же, как художник — на своих действиях.
В 1980-х Науман перестает снимать только себя: в Violent Incident мужчина предлагает женщине сесть, но, когда она пытается это сделать, отодвигает стул, и она падает. Это перетекает в ссору с криками и дракой. Затем эта же сцена разыгрывается снова, но актеры меняются ролями.
Работы тандема двух швейцарских художников полны юмора и детской непосредственности. Фишли и Вайс помогают по-новому взглянуть на повседневность с конца 1970-х годов. Например, в их ранней работе The Way Things Go запечатлена цепная реакция случайных объектов — один приводит в движение другой.
Самая нашумевшая работа дуэта — Kitty 2001 года. Это любительская съемка, на которой кошка лакает молоко. Ее транслировали на одном из самых дорогих экранов в мире на Таймс-сквер в Нью-Йорке. Так Фишли и Вайс сумели прервать гипнотический эффект от мигающих рекламных роликов и подняли вопрос коммерциализации повседневности.
Текст: The City
Фото: Smithsonian American Art Museum/Nam June Paik
10 марта, 2021