Игра московских разработчиков Loop Hero — пока что главный хит сезона. Описать ее в двух словах нельзя: для этого нам пришлось сделать целый текст. Разбираемся, из чего состоит Loop Hero, что такое roguelike и будет ли выходить что-то похожее в этом году.
Если объяснять, что за игра Loop Hero, то привычных конструкций недостаточно. Ее называют то карточным «рогаликом» (roguelike — жанр игр, для которых свойственна случайная генерация уровней, пошаговость и необратимость смерти персонажа), то пошаговой тактикой, то вообще ролевым кликером, но любое из этих определений не отражает и половину сути. Задачу не делают проще ни скриншоты игры, ни трейлер, ни даже стримы и летсплеи — это, пожалуй, редкий случай, когда необходимо попробовать самому, чтобы понять, чем привлекательна игра.
Что происходит? Привычный мир превращается в вакуум, а горы, реки, люди и сам космос дезинтегрированы. В живых остается только наш герой у костра, а перед ним расстилается дорога, которая превращается в петлю и возвращается вновь к костру. Делать нечего: нужно идти вперед, сражаться с монстрами и по пути пытаться вспомнить хотя бы кусочек прежнего мира, а если удастся — то и построить островок стабильности заново.
Сами разработчики говорят, что не хотят относить свою игру к конкретному жанру, а за попытками идентифицировать его наблюдают не без любопытства. Но ясно одно: Loop Hero — в конечном счете игра про комбинаторику. Именно изучение влияния разных элементов друг на друга заставляет возвращаться в пустой мир и надеяться восстановить его, построить идеальный баланс.
Посмотрим, что скомбинировала сама Loop Hero, чтобы добиться совершенно особенного геймплея. Вот три игры, которые помогут понять, на что похожа Loop Hero.
Два основных действия, которые делает игрок в Loop Hero, — это экипировка снаряжения и выставление карт с кусочками ландшафта и постройками на пустое поле. Есть одна великая настольная игра, которая целиком построена на концепции заполнения пустого поля карточками волшебных земель.
Каждая партия «Каркассона» тоже начинается просто, а перед игроком лежит множество возможностей — куда и как положить карту. Все осложняется тем, что кусочки карты игрок вытягивает в случайном порядке, а еще нужно думать над количеством очков, для чего нужно завершать конструкции, удлинять реки и дороги, ставить особые здания и всегда помнить, что с чем должно соседствовать для наибольшей эффективности. В конце концов, разумеется, все идет не по плану, карточки вы вытаскиваете не те, что ожидали, — приходится импровизировать.
Играть в Loop Hero — это как играть в «Каркассон» со всеми дополнениями: количество комбинаций и особых случаев слишком велико, чтобы держать в голове разом, а каждый раз заглядывать в правила скучно. Вы постоянно будете натыкаться на неожиданные эффекты от соседства клеток на карте. Пустили реку рядом с дорогой? Получите заросшее камышами логово рыболюдов. Собрали из скал горный пик? Теперь с вершины будут слетать кровожадные гарпии, а гоблины разобьют лагерь на вашем пути. Поставили особняк вампира рядом с деревней? Теперь вместо крестьян вас будут встречать упыри.
Каждое действие по восстановлению мира неумолимо приводит к последствиям, и не всегда приятным. Главный герой вслух задается вопросом: а можно ли восстановить в мире только хорошее? Или плохое тоже необходимо?
В 2013 году Cookie Clicker открыла ящик Пандоры с так называемыми играми-кликерами, их еще называют idle (ленивые), или инкрементальные игры. Суть — выполнение простых действий, которые мгновенно дают награду. Играть в такие игры — примерно как ковыряться в носу. Приятно, но бессмысленно и как-то даже стыдно.
Зачастую бо́льшая часть действий в игре автоматизирована, то есть игра буквально играет сама в себя, а игроку остается только наблюдать и покупать апгрейды за внутриигровую валюту, чтобы быстрее зарабатывать эту самую валюту, и так до бесконечности. Cookie Clicker жива и развивается до сих пор, а поиграть в нее можно прямо в браузере. Но осторожнее, есть вы кликнете на эту ссылку, то из вашей жизни легко может пропасть час или год.
Так же и в Loop Hero: большинство привычных игровых действий происходит автоматически. Персонаж сам топает вперед, сам атакует противников, кастует заклинания, пьет зелья, обменивает трофеи на новое оружие и доспехи. В чем же тогда интерес подобных игр, если в них даже играть не надо?
Во-первых, никому не чужда тяга к растущим числам. Во-вторых, Cookie Clicker и многие последователи — это интересный вызов для внутреннего менеджера. Да, игра не заставляет вас играть эффективно (можно просто смотреть на медленно растущее число печенек, которые выпекает ваша империя), но стоит пригласить на работу первую бабушку и построить первую фабрику — дела пойдут веселее. Тут включается естественная потребность придумывать задачи на пустом месте. Что выгоднее: купить два дешевых апгрейда прямо сейчас или подкопить валюту на дорогую вещь? Излишне говорить, что на самом деле никакой явной цели (то есть конца) у таких игр часто нет и даже за самыми крутыми апгрейдами всегда найдутся новые.
В-третьих, это причудливый лор. Наш мозг не может жить без историй, мы начинаем искать смысл и связи во всем. Например, в игре про печеньки может наступить «бабушкалипсис»: ваши работницы взбунтуются, а на производственную цепочку печенья нападут злобные морщинники. Но договариваться с сатанинским профсоюзом бабушек-работниц совсем необязательно, напротив, можно эксплуатировать эту рабочую силу и дальше, а правильно настроив цепочку производства, вы будете зарабатывать еще больше.
Впрочем, Loop Hero — это не чистый кликер, и игра тут вовсе не «ленивая». Причина проста: здесь можно проиграть. Причем проиграть больно, неожиданно, обидно, по всем законам жанра roguelike — потерять весь накопленный опыт и вещи. Но зато у вас останутся ценные знания о мире игры, а еще появятся новые карты.
Именно они роднят Loop Hero со Slay the Spire: из врагов выпадают не только предметы экипировки, но и элементы самого мира, а вам нужно представить, как могла бы выглядеть местность. Скоро вы заметите, что большинство карт образуют синергию с другими. Играть нужно стратегически: заранее продумывать, какая комбинация карт лучше подойдет вашему герою. Но и про тактику забывать нельзя: во время экспедиции карты будут выпадать в случайном порядке, придется адаптироваться.
Со временем вы обязательно найдете эффективные комбинации карт, которые будут подходить именно вашему игровому стилю. Как и во многих подобных играх, вы обнаружите, что лучше всего играть небольшой, но предсказуемой колодой.
Какие «рогалики» от наших разработчиков ждать в этом году
Loop Hero — приятная неожиданность, но это далеко не единственная достойная игра разработчиков из стран СНГ. Вот еще четыре «рогалика», релиза которых стоит ждать.
Про что: Ролевой экшен, где нужно путешествовать между измерениями, пытаясь восстановить мультивселенную. В комплекте, как обычно, несколько классов героев и куча возможных способностей для апгрейда под любой стиль игры.
Чем примечательна: Игра на стыке фэнтези и научной фантастики. Яркая и даже веселая стилизованная картинка смотрится свежо на фоне последних игр жанра, которые в основном выглядят мрачно.
Про что: Пошаговая ролевая игра в постапокалиптической пустыне, где вам предстоит сражаться не только с грозными противниками, но и с убеждениями членов команды.
Чем примечательна: Разработчики обещают большое разнообразие внутриигровых событий — маленьких историй, которые будет интересно читать. Над этим аспектом игры работает Александра Голубева — известная разработчица игр, которая в том числе работала над сиквелом российского игрового артхауса «Мор. Утопия» и над русской локализацией Disco Elysium.
Про что: Ролевая карточная игра, где вы поможете Василисе сразиться с древним злом и спасти ее любовь.
Чем примечательна: Густо замешанная славянская мифология, которая придает игре совершенно особый шарм, а завязка истории очень уж похожа на русские народные сказки.
Про что: Тактика с массовыми битвами стенка на стенку, где нужно возглавить отряд жалких людишек и прорубить путь на свободу через толпы врагов.
Чем примечательна: Подобно Loop Hero, контроль над персонажами опосредованный, а сражаться нужно будет в том числе с другими игроками. Пока непонятно, насколько хорошо это будет работать, но попробовать очень хочется.
Текст: Сергей Уланкин
29 марта, 2021