Рандеву на вокзале: итоги карантинного «Оскара»

Рандеву на вокзале: итоги карантинного «Оскара»

На 93-й церемонии Американской киноакадемии раздали заветные статуэтки. Год, наградной сезон которого сдвинулся из-за пандемии (в докарантинные времена церемония проводилась в феврале, а не в апреле), подошел к концу. Рассказываем, как нынешний «Оскар» подвел итог этого непростого для индустрии периода.

Дистанция

Рандеву на вокзале: итоги карантинного «Оскара»

Dolby Theater

Несмотря на сложившийся в наградном сезоне онлайн-тренд, 93-й комплект «Оскаров» вручали в офлайн-формате — во всяком случае, для тех номинантов, которые сумели до него добраться в условиях закрытых границ. Вероятно, отказаться от трансляции решили, глядя на то, насколько утомительно это выглядело на «Эмми» и «Золотом глобусе». Нынешний «Оскар» продюсировал режиссер Стивен Содерберг в компании продюсера Стейси Шер и Джесси Коллинза, отвечавшего за последнюю церемонию «Грэмми». Это сделало ее похожей на кино: четкий, выверенный монтаж в совокупности с ловкими переходами между номинантами и артистами, вручающими награды (отдельного ведущего, как и в прошлом году, у церемонии не было).

Содерберг, с недавних пор еще и глава комитета по восстановлению кинопроизводства в Голливуде после COVID-19, устроил по-настоящему стильное шоу. Кажется, это наиболее сбалансированный «Оскар» за долгие годы: начиная с более скромного хронометража (около трех часов вместо привычных четырех-пяти), заканчивая распределением наград. При этом церемония, в отличие от прошлых лет, проходила одновременно в нескольких локациях: и в театре Dolby Theater, в котором «Оскар» проводится традиционно, и на вокзале Union Station, и на различных площадках по всему миру (для тех, кто не смог присутствовать на церемонии офлайн).

Предсказуемость

Рандеву на вокзале: итоги карантинного «Оскара»

Результаты 93-й церемонии в целом вышли предсказуемыми. Основным триумфатором стала «Земля кочевников» — Хлоя Чжао победила в номинациях «Лучший фильм» и «Лучший режиссер», завершив свой цикл захвата наградного сезона 2020/2021 (и повторив, таким образом, результат «Формы воды» Гильермо дель Торо, также одержавшей в свое время победу в этих двух номинациях). Кроме того, Чжао стала второй в истории премии женщиной, получившей приз за режиссуру (первая статуэтка у Кэтрин Бигелоу за «Повелителя бури»).

Если прошлогодняя победа «Паразитов» был триумфом неанглоязычного кино, то награда Чжао — сигнал для кино независимого и малобюджетного. Вероятно, десятки кинематографистов, снимающих буквально на коленке и в лучшем случае попадающих на фестиваль независимого кино «Сандэнс» (именно он открыл Чжао), после таких результатов получат заряд надежды: «Смогла она — получится и у меня». Впрочем, у нее уже и до наград все сложилось — Чжао стала режиссером кинокомикса Marvel «Вечные», который мы увидим в ноябре 2021 года.

Более-менее очевидными стали победители и других номинаций. Так, лучшим международным фильмом (ранее — «Лучший фильм на иностранном языке») стала драма «Еще по одной» Томаса Винтерберга. Лучшей анимацией признали «Душу» (картина забрала награду и за лучшую музыку к фильму), а Дэниэл Калуя забрал статуэтку в номинации «Лучшая мужская роль второго плана» за, возможно, одну из лучших работ в своей карьере.

«Манк», к счастью, не повторил судьбу «Ирландца» Мартина Скорсезе. Фильм Финчера, как и предполагалось, стал лауреатом в номинациях «Лучшая операторская работа» и «Лучшее художественное оформление», но по большинству категорий пролетел. Музыкальная драма Netflix «Ма Рэйни: Мать блюза» также оправдала прогнозы, забрав статуэтки в номинациях «Лучший дизайн костюмов» и «Лучший грим и прически».

Неожиданность

Рандеву на вокзале: итоги карантинного «Оскара»

Оливия Колман

Рандеву на вокзале: итоги карантинного «Оскара»

Чедвик Боузман

Но были на 93-й церемонии и сюрпризы, которые не вписались ни в многочисленные прогнозы экспертов, ни в современную американскую повестку. Так, награду за лучшую мужскую роль вопреки ожиданиям присудили Энтони Хопкинсу за его образ увядающего старика в драме «Отец» Флориана Зеллера. Та же лента взяла награду и в номинации «Лучший адаптированный сценарий», обойдя фаворита «Оскара» «Землю кочевников». Кажется, у активистов Black Lives Matter и сочувствующим им СМИ, занимающим в Америке определенную позицию (левую), появился повод для новостных заголовков в духе «Темнокожие номинанты остались без наград Американской киноакадемии». Будем честны: при всем уважении к его роли в «Ма Рэйни: Мать блюза» Чедвик Боузман заслуживал специального почетного «Оскара» посмертно, нежели награды в номинации «Лучший актер». Потому решение Американской киноакадемии выглядит по-настоящему справедливым: Хопкинс в «Отце» не просто сыграл очередную роль — актер буквально расширил зону комфорта, отрефлексировав личный страх старения.

Рандеву на вокзале: итоги карантинного «Оскара»

Эмиральд Феннел

Не меньшей неожиданностью стала награда Фрэнсис МакДорманд за «Лучшую женскую роль». Недоброжелатели уже начали штурмовать социальные сети с неодобрительными заявлениями о том, что актриса, ставшая с сегодняшнего дня трехкратной лауреаткой «Оскара», еще по итогам 2018 года всем все доказала, забрав награду за ленту «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» (то есть давать в этот раз было не надо). Не у дел остались Кэри Маллиган («Девушка, подающая надежды») и Ванесса Кирби («Фрагменты женщины»); и та и другая — не менее достойные претендентки на это звание. Тем не менее американские киноакадемики распорядились иначе. К слову, «Девушка, подающая надежды» в лице Эмиральд Феннел забрала статуэтку в номинации «Лучший оригинальный сценарий», результат в которой было сложно прогнозировать. Вряд ли стоит говорить о новом дыхании жанра rape and revenge, в котором работает Феннел. Скорее такое решение Американской киноакадемии как раз продиктовано актуальными трендами, так что коли не угодили афроамериканцам, то угодим мстящим женщинам. Нельзя просто взять и проигнорировать новую этику на кинопремии в 2021 году — вдруг тебя после этого тоже «отменят».

Умиление

Рандеву на вокзале: итоги карантинного «Оскара»

Юн Ё-джон и Брэд Питт

Юн Ё-джон получила «Оскар» за роль бабушки в драме «Минари», причем заветную статуэтку она вышла получать лично; вручал ее Брэд Питт, над которым актриса искрометно шутила, переходя на флирт. Питт был одним из продюсеров «Минари», на что Ё-джон намекнула, заявив: «Мистер Брэд Питт, наконец-то мы встретились. Где вы были, когда мы снимали?»

Кстати, многих поразило и объявление «Лучшего фильма», которое состоялось не в самом конце (на финал оставили актерские номинации). Это породило повод для шуток о том, что настоящим продюсером церемонии является не кто иной, как Кристофер Нолан. Гленн Клоуз тем временем угадывала песни, которые были (или не были) номинированы на премию. Узнав с первых нот композицию Da Butt из фильма Спайка Ли «Школьные годы чудесные», Клоуз исполнила миниатюрный тверк.

Разочарования

Рандеву на вокзале: итоги карантинного «Оскара»

Паулина Поризкова и Аарон Соркин

Драма самого титулованного сценариста Голливуда Аарона Соркина «Суд над чикагской семеркой» осталась без наград. Образцово-эталонная драма, осмысляющая судебную и политическую историю страны, в 2021 году оказалась никому не нужным анахронизмом на обочине этой самой истории. Наградной успех Соркина в этом сезоне остановился лишь на «Золотом глобусе» — премии, к организаторам которой накопилось довольно много вопросов по части этики и профессионализма. Впрочем, таким же анахронизмом, судя по новому формату проведения «Оскара», стали и другие церемониальные атрибуты — та же красная дорожка и специально подобранные наряды, в которых можно покрасоваться.

Надежды

Рандеву на вокзале: итоги карантинного «Оскара»

Бросаться тезисами вроде «„Оскар“ больше никогда не будет прежним» еще рано. Мир ждет полноценного окончания пандемии, когда все мы (в том числе и актеры в масках, лица которых ловко выхватывал оператор церемонии) двинемся навстречу светлому будущему. Неслучайно «Оскар» проходил на вокзале Union Station — поезда ждут движения, а границы — открытия. История про жизнь как движение, оказавшаяся символом прошедшего киносезона, «Земля кочевников» — отличная тому метафора.

Текст: Тимур Алиев

Фото: Getty Images

Все самое интересное — у нас в Telegram

Подписаться

26 апреля, 2021

Новости