Уже этой ночью, с 25 на 26 апреля объявят победителей премии «Оскар». Размышляем, кто же получит заветные статуэтки, и поговорим о том, что изменилось в этом наградном сезоне.
Пандемия коронавируса весной 2020-го застала киносезон в самом разгаре. Закрытие кинотеатров, отмена и сокращение программ главных мировых кинофестивалей неизбежно повлияли и на наградной сезон. Многие премии перенесли сроки проведения и поменяли регламент, и «Оскар» не исключение.
Церемонию вместо традиционного февраля перенесли на конец апреля. Увеличился период отбора — заявку на «Оскар» подавали до конца февраля. Теперь также в номинантах смогли оказаться фильмы, вышедшие на стриминг-платформах (при условии, что изначально планировался кинотеатральный релиз).
В середине февраля этого года разразился скандал с фильмом «Никогда, редко, иногда, всегда» Элизы Хиттман. Один из киноакадемиков не дал ленте и шанса на попадание в номинацию, отказавшись смотреть кино. Постановщица разразилась заявлением о монополизации «Оскара» «старыми белыми пуританами», сопроводив пост хештегом #OscarsSoPuritanical.
К 2021 году трудно найти в Америке институцию, связанную с кино, которая ежегодно не отчитывалась бы о гендерном и расовом балансах в своих рядах. Вероятно, и «Оскару» надоел общественный резонанс, то и дело возникающий вокруг премии. Так что на 93-й церемонии представлены, кажется, вообще все — активисты, ратующие за инклюзивность, могут вздохнуть спокойно.
Так, Риз Ахмед стал первым пакистанцем и первым мусульманином, которого номинировали в категории «Лучший актер». В той же номинации и Стивен Ян — первый американец азиатского происхождения.
Впервые за 93 года «Оскара» в категории «Лучший режиссер» представлены сразу две женщины — Эмиральд Феннел («Девушка, подающая надежды») и Хлоя Чжао («Земля кочевников»). К слову, у Феннел — первый женский полнометражный дебют. Также первый раз в истории премии, когда на звание лучшего режиссера претендуют сразу два азиатских постановщика — помимо Чжао, еще и Ли Айзек Чун («Минари»). За роль в этой картине корейская актриса Юн Ё-джон впервые представлена в номинации «Лучшая актриса второго плана».
У Netflix, Disney и Amazon на фоне крупных и не очень студий — подавляющее число номинаций (62 против 31). Это не гарантирует стриминг-платформам победу в ключевых категориях, но такая диспропорция, усилившаяся по сравнению с прошлым годом почти вдвое, — повод задуматься о будущем кино, в частности, о судьбе арт-мейнстрима и крупных блокбастеров.
«Лучший международный фильм»
Кадр из фильма «Еще по одной»
Велика вероятность победы и румынского «Коллектива» Александра Нанэу. С прошлогодней, 92-й церемонии и анимационные, и документальные ленты могут присутствовать в данной категории. Документальный фильм Нанэу попал в обе номинации. Картину также отметила Европейская киноакадемия, а позже и городские отделения кинокритиков США, в том числе и национальное сообщество.
«Лучший анимационный полнометражный фильм»
Кадр из мультфильма «Душа»
«Лучший адаптированный сценарий»
Walt Disney Studios
Возможно, основная борьба развернется между двумя фильмами — «Одна ночь в Майами» и «Белый тигр». Дебют Реджины Кинг довольно точно следует пьесе, сам Кемп Пауэрс и адаптировал ее для кино. «Белый тигр» иранца Рамина Бахрани — редкая удачная экранизация романа Аравинда Адиги, взявшего Букеровскую премию.
«Лучший оригинальный сценарий»
Кадр из фильма «Девушка, подающая надежды»
Возможно, шансы Соркина чуть выше: и опыт, и «Золотой глобус» за спиной, и острополитическое высказывание. С другой стороны, молодая и дерзкая Эмиральд Феннел с не менее актуальным месседжем о мести и cancel culture в оболочке жанра rape and revenge.
«Лучшая актриса второго плана»
Кадр из фильма «Манк»
Парадокс номинации — Гленн Клоуз, которую не очень-то ждали здесь, хотя многие критики хвалили их актерский тандем с Эми Адамс. Занятно, что Клоуз — третья актриса в истории кино, номинированная за одну и ту же роль и на «Оскар», и одновременно на антипремию «Золотая малина».
«Лучший актер второго плана»
Кадр из фильма «Звук металла»
«Лучшая актриса»
Кадр из фильма «Ма Рейни: Мать блюза»
«Лучший актер»
Кадр из фильма «Отец»
С другой стороны, для таких случаев организаторы церемонии могли предусмотреть специальный приз — например, почетный «Оскар». Ведь среди номинантов этого года немало действительно талантливых работ. И Риз Ахмед, выдавший потрясающий перформанс, и Гари Олдман, перевоплотившийся в Германа Манкевича, и Энтони Хопкинс, буквально обнажающий душу на экране.
«Лучший режиссер»
Эмиральд Феннел/Getty images
«Лучший фильм»
Кадр из фильма «Суд над чикагской семеркой»
Помимо Чжао, в списке присутствуют, пожалуй, наиболее яркие фильмы сезона. Занятно, что большая часть картин — независимое низкобюджетное кино, снятое без участия мейджоров в основном режиссерами-дебютантами, которые волей случая (и отчасти благодаря пандемии) оказались в перечне номинантов.
Интриги в остальных категориях гораздо меньше. Например, лучшей музыкой к фильму, скорее всего, признают дуэт Трента Резнора и Аттикуса Росса — не за «Манка», так за «Душу».
Приз за лучшую операторскую работу, вероятнее всего, отойдет Эрику Мессершмидту: формат и операторские решения, использованные в «Манке», непременно войдут в историю кино. В копилку Дэвида Финчера, возможно, отойдут награды за лучшую работу художника-постановщика — за ту же стилизацию.
Награду дизайнеру костюмов заберет или «Эмма.», или «Ма Рейни: Мать блюза». Но, скорее, вторая лента, поскольку экранизация Джейн Остин с большей вероятностью возьмет свое на родной для нее BAFTA.
В обязательном порядке должны отметить звук в «Звуке металла». Работа с музыкальным оформлением этой картины — что-то невообразимое. На этом фоне конкурентам по номинации практически нечего противопоставить.
Игнорирование академией сценария фильма «Манк» выглядит тревожно. Написанная ныне покойным Джеком Финчером еще в 1990-е, эта история прошла непростой путь от замысла до реализации. С одной стороны, академики, вероятно, посмертно наградят Чедвика Боузмана. С другой стороны, не могут дать посмертную номинацию отцу режиссера-постановщика, экранизация истории которого была для него мечтой. Со стороны это не что иное, как политика двойных стандартов.
Давно признанный классик Аарон Соркин до сих пор не воспринимается академией как режиссер. Его «Суд над чикагской семеркой» — детище и блестящего драматурга, и талантливого постановщика. Не заметить это сложно.
Шесть номинаций «Звука металла» — еще один парадокс 93-й церемонии «Оскар». От тихой и сложной драмы о глухом барабанщике таких результатов не ждали.
Положительные тенденции: «Оскар» уже не такой белый (пусть и все еще пуританский — «Никогда, редко, иногда, всегда» до номинации не добрался).
Факт проведения церемонии «Оскар» в условиях пандемии — успех, пусть и с натяжкой. Еще осенью 2020 года были обсуждения глобальной отмены основных наградных церемоний и переносе их на следующий год с номинированием картин, вышедших и в 2020-м, и в 2021-м, сразу. К счастью, этого не произошло.
Текст: Тимур Алиев
16 марта, 2021