Художник-керамист Иван Кравченко предложил свое решение проблемы требующих ремонта тротуаров — он задумал проект «Заплатки для города» и начал перекрывать выбоины в асфальте авторскими керамическими плитками. Людям так понравилась эта идея, что теперь они ищут «заплатки» по всему городу. Поговорили с ним о старте проекта, его концепции и цели.
ivan_ustie
Проект «Заплатки для города» появился во время моего творческого отпуска. Я тогда жил в Иркутске, гулял, исследовал заброшенные дворы, проводил фотосессии. Я обратил внимание, что на тротуарах много выбоин, и их никто не ремонтирует. Тогда я и решил совместить любовь к городу и керамике, создав специальные заплатки. Целый год эта идея вынашивалась в моей голове, и когда я смог воплотить ее в реальность, получилось даже лучше, чем я ожидал. Конечно, я обращал внимания на здания, и изначально хотел делать заплатки и для них, но многие исторические объекты требуют профессиональной реставрационной работы. С тротуарами проще — их можно починить своими руками, и это точно не испортит облик города.
Керамические заплатки износостойкие, как, например, обычные кружки. Но я стараюсь не устанавливать их на места, где ездят машины — у них слишком большой вес. А еще они плохо переносят сибирскую зиму — там не используют реагенты или соль, а просто скалывают лед ломом, поэтому глазурь на заплатках повреждается. В Москве же я ставил одну из заплаток осенью, недавно проверил — все как и было, ничего не отвалилось.
Изначально я позиционировал идею как некий диалог с городом — это не было протестом, я не столько хотел привлечь внимание к проблеме плохих дорог, сколько пытался показать жителям, что каждый человек, казалось бы, мелочами, может сделать лучше место, в котором он живет. И хотя проект понравился иркутянам, он приобрел иной характер. Со временем это превратилось в некий квест — я выкладывал фото новой заплатки, и люди сразу начинали просить подсказки, где ее можно найти. Некоторые после долгих прогулок сдавались и начинали требовать улицу, мол «все, давайте адрес, хочу ее увидеть».
В прошлом году я переехал в Москву и сначала не хотел продолжать этот проект здесь — у меня было что-то вроде ревности: мне казалось, что это «фишка» лишь для Иркутска, и если я масштабирую ее, она потеряет свой шарм. После долгих раздумий я понял, что если заплатки появятся в столице, они не станут менее ценными. И москвичи, как и иркутяне, оценили эту идею.
art_ustie
Еще один мой проект — арт резиденция «Устье» на берегу Байкала. В наследство мне достался участок на берегу озера, и я решил сделать место для художников, которое было бы еще и привлекательно с точки зрения туризма — чтобы он не был таким, как сейчас, когда можно лишь попить пиво на берегу.
Мы приглашаем творческих людей, даем им инструменты, рабочее место, чтобы они могли работать над своими проектами, давать мастер-классы другим гостям, общаться с ними. Находится оно на юге Байкала, на границе между Бурятией и Иркутской областью в деревне Кедровая-Сибирская. Называемся мы «Устье», потому что по нашему участку протекает река Куркавка, и она впадает в Байкал.
Когда я начинал проект, я не задавался вопросом, занимается кто-то подобным или нет. Но потом я начал искать, и не нашел никого, кто работал бы именно с керамикой — в основной люди выкладывают что-то лишь мозаикой. Поэтому очень хочется думать, что я единственный в своем роде стрит-арт художник.
Монетизировать проект я не планирую, но если будет что-то интересное, а не просто размещение рекламы, и при этом не противоречащее художественной концепции — почему бы нет!
Текст: Полина Царитова
Фото: Михаил Голденков
27 апреля, 2021