В «The City. Говорим» драматург Валерий Печейкин рассказал, почему Ольга Бузова не худшее, что есть в постановке «Чудесный грузин», хайпожор ли Эдуард Бояков и почему на спектакль нужно покупать билеты подороже.
Многие люди, которые знали Сталина, узнали еще такую фамилию, как Бузова. Многие были на спектакле ради нее. В антракте рядом со мной шла женщина, которая вытащила телефон и сразу стала звонить. Первое, что она сказала: «Такой ерунды я не видела, но Оленька Бузова такая и сякая. Что-то она мне не понравилась, но в то же время понравилась». Эта женщина все время говорила про Бузову, а тему спектакля даже не восприняла.
Бузова была встроена в спектакль довольно точно. Она понимала, что делает: сама смеялась над собой и позволяла это делать зрителям. Сначала в кастинге на роль Беллы Шанталь (роль Ольги Бузовой в спектакле «Чудесный грузин». — Прим. ред.) пробовалась певица Валерия. Я не думаю, что она была бы лучше. Потому что у нас, Валериев, не всегда все хорошо с самоиронией. А здесь нужна была самоирония, Бузова выходила в комических сценах и делала все, чтобы быть забавной. У нее это получалось.
Худрук МХАТа Эдуард Бояков не хайпожор. Я бы применил слово «опыление». В природе большая пчелка с другого луга прилетает, чтобы опылять местные цветочки. Бузова прилетела и «опылила» своей аудиторией это место, обменялась с ним пыльцой. Аудитория Бузовой в Instagram — 23 миллиона человек. Это второй по популярности профиль в России. Если эти люди узнают про театр и такое времяпрепровождение в ковидные времена, то я не думаю, что это плохо. А если посетители МХАТа узнают про существование Instagram и других цифровых платформ, то это тоже здорово.
Эдуард Бояков заявил, что не ожидал такого ажиотажа вокруг назначения Ольги Бузовой на роль Беллы Шанталь. Вряд ли он врет. Это как в случае с вакцинацией — вы никогда не знаете, какая у вас будет температура. Бояков говорил о реакции СМИ, потому что пресса могла это просто не заметить. А СМИ заметили, и выяснилось, что это большое событие, потому что его очень сложно отрефлексировать. Очень многие, в том числе мои коллеги, не могли точно понять, что конкретно им здесь не нравится. Этот спектакль собирались ругать за то, что он про Сталина, а после того, как в него добавили Бузову, возник когнитивный диссонанс. И не нужно ругать Бузову за участие в этом спектакле, она определенно не самое худшее, что там есть.
Самое поразительное произошло в финале спектакля, когда постаревший Сталин выходит на сцену и говорит: «Да, я человек грубоватый, но, если я вам не нравлюсь, можете освободить меня от должности председателя партии. Кто за?» Это обращение направлено в зал, включается свет, и зрители понимают, что голосовать нужно им. В этот момент происходит то, что случается и в реальной жизни: столкновение людей и политики. Большинство растеряно, меньшинство смеется, мужчина рядом со мной вдруг закричал «Расстрелять!» Эти несколько секунд в конце продемонстрировали то, ради чего этот спектакль был создан.
Это прием известный, когда приглашают звезду. В «Гоголь-центре» есть спектакль «Маленькие трагедии», в нем точно так же рэпер Хаски выходит на сцену. На взгляд моей внутренней гардеробщицы, он все-таки не артист, а именно приглашенная звезда.
Я пошел в народ, как Базаров к мужикам, и спрашивал: «А что вы знаете об Ольге Бузовой?» И вдруг выяснилось, что мы мало знаем. Людям очень сложно подпевать ей. Выяснилось, что многие, кто знает это имя, ассоциируют его со звенящей пошлостью. Из моего окружения никто толком не погрузился в бузововедение.
Театр — это вид услуги, где-то рядом с кинематографом, и он должен быть даже более комфортным. Чтобы меня вытащить из дома в кинотеатр, нужен большой экран, фильм должен быть круто снят. Вдобавок в кино мне позволяют приходить с попкорном, колой, даже своей. А если я иду в театр, то испытываю больше стресс: это нельзя, то нельзя, не шурши, не сопи. Театру нужно понять, что он больше МФЦ, чем храм.
Если ты хлопаешь между двумя частями произведения в консерватории, то тебе скажут: «Ты что, не знаешь, что нельзя хлопать?» Это полная чушь. Спиваков сказал очень точно, что если он слышит аплодисменты между двумя частями, то он радуется, потому что в зале есть новые зрители.
В спектакле «Чудесный грузин» сексом занимаются авангардно. Он там представлен в виде такого contemporary dance. Эту сцену нужно смотреть из партера: пластический любовный акт происходит на диване, его спинка отрезает часть изображения, и возникает своеобразный театр теней. А я смотрел на эту сцену сверху из бельэтажа и думал, что у героев какие-то желудочные колики. Потом опыт подсказал: взгляни на это глазами людей из партера. Так что если вы хотите увидеть сцену секса так, как она была задумана, то покупайте билеты подороже.
В театре раздеваются реже, чем в кино. В отличие от кино, где актеры снимают одежду один раз, в театре, наоборот, много. Технически для артистов это не очень просто. Я знаю спектакль, где артисты обнажались на сцене. После того как они ушли из этого спектакля и мы встретились спустя какое-то время, я узнал, что они наконец-то позволили себе есть на ночь сладкое. Артисты тоже живые люди и хотят есть, а когда обнажаешься на сцене, полнеть тебе нельзя. Сейчас в Москве больше шансов увидеть раздетого человека на улице, чем в театре.
Эфир The City от 5 июля
07 июля, 2021