Драматург Валерий Печейкин: «Театру нужно понять, что он больше МФЦ, чем храм»

Драматург Валерий Печейкин: «Театру нужно понять, что он больше МФЦ, чем храм»

В «The City. Говорим» драматург Валерий Печейкин рассказал, почему Ольга Бузова не худшее, что есть в постановке «Чудесный грузин», хайпожор ли Эдуард Бояков и почему на спектакль нужно покупать билеты подороже.

Феномен Ольги Бузовой

Драматург Валерий Печейкин: «Театру нужно понять, что он больше МФЦ, чем храм»

Многие люди, которые знали Сталина, узнали еще такую фамилию, как Бузова. Многие были на спектакле ради нее. В антракте рядом со мной шла женщина, которая вытащила телефон и сразу стала звонить. Первое, что она сказала: «Такой ерунды я не видела, но Оленька Бузова такая и сякая. Что-то она мне не понравилась, но в то же время понравилась». Эта женщина все время говорила про Бузову, а тему спектакля даже не восприняла.

Самоирония в помощь

Бузова была встроена в спектакль довольно точно. Она понимала, что делает: сама смеялась над собой и позволяла это делать зрителям. Сначала в кастинге на роль Беллы Шанталь (роль Ольги Бузовой в спектакле «Чудесный грузин». — Прим. ред.) пробовалась певица Валерия. Я не думаю, что она была бы лучше. Потому что у нас, Валериев, не всегда все хорошо с самоиронией. А здесь нужна была самоирония, Бузова выходила в комических сценах и делала все, чтобы быть забавной. У нее это получалось.

Как Бузова МХАТ «опылила»

Худрук МХАТа Эдуард Бояков не хайпожор. Я бы применил слово «опыление». В природе большая пчелка с другого луга прилетает, чтобы опылять местные цветочки. Бузова прилетела и «опылила» своей аудиторией это место, обменялась с ним пыльцой. Аудитория Бузовой в Instagram — 23 миллиона человек. Это второй по популярности профиль в России. Если эти люди узнают про театр и такое времяпрепровождение в ковидные времена, то я не думаю, что это плохо. А если посетители МХАТа узнают про существование Instagram и других цифровых платформ, то это тоже здорово.

Ажиотаж вокруг Беллы Шанталь

Драматург Валерий Печейкин: «Театру нужно понять, что он больше МФЦ, чем храм»

Эдуард Бояков заявил, что не ожидал такого ажиотажа вокруг назначения Ольги Бузовой на роль Беллы Шанталь. Вряд ли он врет. Это как в случае с вакцинацией — вы никогда не знаете, какая у вас будет температура. Бояков говорил о реакции СМИ, потому что пресса могла это просто не заметить. А СМИ заметили, и выяснилось, что это большое событие, потому что его очень сложно отрефлексировать. Очень многие, в том числе мои коллеги, не могли точно понять, что конкретно им здесь не нравится. Этот спектакль собирались ругать за то, что он про Сталина, а после того, как в него добавили Бузову, возник когнитивный диссонанс. И не нужно ругать Бузову за участие в этом спектакле, она определенно не самое худшее, что там есть.

Ради чего весь хайп

Самое поразительное произошло в финале спектакля, когда постаревший Сталин выходит на сцену и говорит: «Да, я человек грубоватый, но, если я вам не нравлюсь, можете освободить меня от должности председателя партии. Кто за?» Это обращение направлено в зал, включается свет, и зрители понимают, что голосовать нужно им. В этот момент происходит то, что случается и в реальной жизни: столкновение людей и политики. Большинство растеряно, меньшинство смеется, мужчина рядом со мной вдруг закричал «Расстрелять!» Эти несколько секунд в конце продемонстрировали то, ради чего этот спектакль был создан.

А кто еще?

Это прием известный, когда приглашают звезду. В «Гоголь-центре» есть спектакль «Маленькие трагедии», в нем точно так же рэпер Хаски выходит на сцену. На взгляд моей внутренней гардеробщицы, он все-таки не артист, а именно приглашенная звезда.

Бузововедение

Драматург Валерий Печейкин: «Театру нужно понять, что он больше МФЦ, чем храм»

Я пошел в народ, как Базаров к мужикам, и спрашивал: «А что вы знаете об Ольге Бузовой?» И вдруг выяснилось, что мы мало знаем. Людям очень сложно подпевать ей. Выяснилось, что многие, кто знает это имя, ассоциируют его со звенящей пошлостью. Из моего окружения никто толком не погрузился в бузововедение.

Театр — храм искусств?

Театр — это вид услуги, где-то рядом с кинематографом, и он должен быть даже более комфортным. Чтобы меня вытащить из дома в кинотеатр, нужен большой экран, фильм должен быть круто снят. Вдобавок в кино мне позволяют приходить с попкорном, колой, даже своей. А если я иду в театр, то испытываю больше стресс: это нельзя, то нельзя, не шурши, не сопи. Театру нужно понять, что он больше МФЦ, чем храм.

Новый зритель

Если ты хлопаешь между двумя частями произведения в консерватории, то тебе скажут: «Ты что, не знаешь, что нельзя хлопать?» Это полная чушь. Спиваков сказал очень точно, что если он слышит аплодисменты между двумя частями, то он радуется, потому что в зале есть новые зрители.

Авангардный секс

В спектакле «Чудесный грузин» сексом занимаются авангардно. Он там представлен в виде такого contemporary dance. Эту сцену нужно смотреть из партера: пластический любовный акт происходит на диване, его спинка отрезает часть изображения, и возникает своеобразный театр теней. А я смотрел на эту сцену сверху из бельэтажа и думал, что у героев какие-то желудочные колики. Потом опыт подсказал: взгляни на это глазами людей из партера. Так что если вы хотите увидеть сцену секса так, как она была задумана, то покупайте билеты подороже.

Эротика в театре

В театре раздеваются реже, чем в кино. В отличие от кино, где актеры снимают одежду один раз, в театре, наоборот, много. Технически для артистов это не очень просто. Я знаю спектакль, где артисты обнажались на сцене. После того как они ушли из этого спектакля и мы встретились спустя какое-то время, я узнал, что они наконец-то позволили себе есть на ночь сладкое. Артисты тоже живые люди и хотят есть, а когда обнажаешься на сцене, полнеть тебе нельзя. Сейчас в Москве больше шансов увидеть раздетого человека на улице, чем в театре.

Эфир The City от 5 июля

Звездные новости, рецепты столичных шеф-поваров и последние тренды — на «Дзене»

Подписаться

07 июля, 2021