Пианистка Полина Осетинская 14 июля исполнит композиции трех своих любимых авторов на фестивале Sound Up Forte. Мы же решили узнать, какие культурные явления повлияли на нее и ее творчество. Она рассказала нам, какая поездка, ария и выставка действительно изменили ее.
Я увидела его впервые на гастролях в Кургане. Мой друг и коллега Алексей Гориболь для курганской публики привез видеокассету с этим фильмом. Перед показом он прочел небольшую лекцию о том, кто такие Томас Манн, Лукино Висконти, Густав Малер. После долгого и подробного рассказа мы смотрели фильм совершенно другими глазами. «Смерть в Венеции» открыла для меня огромный пласт культуры, эстетики и философии, о котором я до этого не знала. Мне стало намного интереснее исследовать мир искусства. Эстетика Висконти — это абсолютное слияние европейской и античной культуры в кино. О таком раньше можно было только догадываться.
Впервые я услышала их в фильме «Фаринелли-кастрат». Ее исполняют два голоса, которые специально были скомпилированы на компьютере. Вся музыка и конкретно эта ария привели к тому, что после ее прослушивания я приняла некоторые очень судьбоносные решения в своей жизни. Они связаны с моей личной биографией. Тогда я определила для себя некоторые правила, которые остаются неизменными, хотя прошло уже больше 25 лет. Тогда арии стали художественным потрясением, которое подтверждает тезис о том, что искусство обязано сделать человека лучше.
Я читала «Анну Каренину» в разные периоды жизни. Один из самых значимых случаев был, когда я начала писать свою книгу. Я поражалась тому, что никто лучше Льва Николаевича не приблизился к изучению человеческой природы. Боюсь, что так будет еще очень долго. Сейчас ему однозначно было бы что исследовать. Мне кажется, что читать этот роман в школе — совершенно бессмысленное занятие: понять всю суть можно только ближе к 50.
Первый раз я попала в Италию достаточно поздно, мне было больше 30. Страну мне открыл мой бывший муж — он знает ее очень хорошо. Я смотрела на Италию не как турист, а как человек, знающий самые тайные закоулки. И вот этот счастливый период нашей семейной жизни совпал с новым отношением к себе. Я поняла, что не обязана только работать, иногда нужно просто наслаждаться жизнью. Италия, конечно, учит этому и раздвигает все рамки. Очень важное умение — просто радоваться тому, что тебе дарит каждый новый день. В Италии это очень просто сделать, и я счастлива, что прожила такой урок именно там.
Я сходила с детьми на совершенно фантастическую выставку Славы Полунина. Когда мне было шесть или восемь лет, мы выступали с ним. Так получилось, что я вместе с его командой вышла на сцену и играла там на пианино — мы сделали настоящую мизансцену. Это было великолепно. Потом прошли годы, и Полунин, на котором мы все выросли, привез в Россию огромные уличные фестивали и показал свое «Снежное шоу», от которого у меня остановилось сердце. Казалось, что это начало новой эпохи. На выставке «ЗЯ! Воздушные замки Славы Полунина» ты видишь, насколько был открыт мир для инициатив Полунина, понимаешь, что это самое настоящее подвижничество. В ней столько деталей и подробностей, которые на протяжении пяти лет создавались людьми. Сейчас, когда эта выставка закончилась, ты понимаешь, что той красивой и масштабной эпохе настал конец.
06 июля, 2022