Апрель выдался по-настоящему космическим: сначала отмечаем годовщину полета Гагарина на орбиту, затем, с 20 апреля смотрим долгожданный «Вызов» Клима Шипенко, снятый на МКС. Собрали семь отечественных картин, которые помогут погрузиться в тематику: от советской классики до ироничных мокьюментари.
Кадр из фильма/Ctb.ru
Режиссер «Вызова» Клим Шипенко уже летал в космос. В тот раз, правда, космос был компьютерный. В 2017-м вышел «Салют-7». В картине рассказывается о спасательной экспедиции на космическую станцию, с которой был потерян контакт. Космонавты Федоров (Владимир Вдовиченков) и Алехин (Павел Деревянко) должны провести опасную стыковку с модулем и попытаться починить его. Для Шипенко фильм стал пропуском на борт «Вызова».
Кадр из фильма/Bazelevs.ru
В 2017-м праздновали 60 лет со дня начала космической эры человечества, поэтому в тот год показывали в кино не только «Салют-7». Байопик Дмитрия Киселева «Время первых» посвящен первому в истории выходу в открытый космос. Фильм показывает начало подготовки к полету, все сложности, с которыми пришлось столкнуться космонавтам, и даже охватывает последствия этой миссии. Космонавта Алексея Леонова сыграл Евгений Миронов, а его напарника Павла Беляева — Константин Хабенский. Главной звездой фильма стал Владимир Ильин, безупречно исполнивший роль инженера Сергея Королева.
Кадр из фильма
От серьезности и пафоса «Времени первых» к хулиганской авантюре Алексея Федорченко «Первые на Луне». Это фильм о секретной космической миссии советских властей, планировавших запуск первой ракеты в космос еще до Второй мировой войны — в 1930-х. Федорченко с помощью хроники рассказывает о жизни того самого экипажа и причинах провала запуска. Поначалу даже непонятно, что все это одна большая шутка — столь тщательно Федорченко инсценировал архивную хронику тех лет. Картина считается официально первым российским мокьюментари, то есть абсолютно вымышленной историей, снятой под видом документального кино. Режиссер даже получил приз Венецианского кинофестиваля (что иронично) за лучший документальный фильм.
Кадр из фильма
Фантастика Георгия Данелии переносит обычного советского прораба и студента на другую планету. А там все говорят на странном диалекте, восхищаются спичками и летают на причудливых кораблях. Как героям вернуться домой? Для этого им предстоит космическое путешествие. В картине Данелии под общей несерьезностью и даже абсурдом происходящего на экране скрывается много важных тем. Например, в ней поднимаются вопросы власти денег над человеком (капитализм), дискриминации по цвету загорающейся лампочки (расизм) и всячески обыгрываются людские пороки, без которых не обходится ни одно общество в обитаемой Вселенной.
Кадр из фильма
Какой же космос без Андрея Тарковского? Его вольная экранизация романа Станислава Лема повествует об ученом Крисе Кельвине, вызванном на космическую станцию рядом с планетой Солярис после того, как оттуда стали приходить на Землю загадочные сообщения. Оказавшись на борту, Крис сталкивается с необъяснимым: экипаж вроде как сошел с ума, а к нему самому начинает приходить призрак давно умершей жены. Тарковский превратил роман Лема в философскую притчу об одиночестве и о любви, природа которой выше нашего понимания.
Кадр из фильма
Этот фильм по-своему космический. В нем нет видимых элементов фантастики, герои не покидают планету, но при этом кино Абдрашитова проводит наглядную аналогию человека с космическим телом. По сюжету в 1984 году шестеро 40-летних мужчин прибывают на последние в их жизни военные сборы. Вместе они образуют срез социума СССР того времени: мясник, астроном, рабочий с завода, водитель троллейбуса, грузчик и архитектор. Сборы заканчиваются раньше положенного, и у героев появляется свободное время. Вместо возвращения домой они решают потратить его на небольшое путешествие вдали от цивилизации. Каждый из них олицетворяет планету с индивидуальной орбитой. Обычно их судьбы никак не пересекаются, но раз в десятилетия они все же встречаются — в астрологии этот момент именуется парадом планет.
Кадр из фильма
Советский ретрофутуризм еще никогда не был настолько авангардным, как в немой ленте Якова Протазанова «Аэлита». Экранизация романа Алексея Толстого рассказывает про инженера по фамилии Лось, который создает космический корабль для полета на Марс. Вместе с Лосем на Красную планету летят еще двое — красноармеец Гусев, перечитавший Маркса настолько, что загорелся революцией на Марсе, и детектив Кравцов, подозревающий Лося в убийстве жены. Аэлита — это имя королевы Марса, в которую влюбляется Лось. Сам фильм — пример раннего советского сай-фая. Но, пожалуй, главный сюрприз картины — ее совершенно неожиданный финал.
Текст: Вадим Богданов
12 апреля, 2023