В Музее русского импрессионизма началась выставка «Выбор Добычиной». Посвящена она одной из первых российских галеристок, которая еще в 1911 году основала свое Художественное бюро, где в разное время выставлялись Казимир Малевич, Наталья Гончарова, Натан Альтман, Александр Бенуа и другие художники. Выбрали пять работ из личной коллекции Добычиной, на которые вам точно стоит посмотреть. Выставка идет до 24 сентября.
С 1912 года до самого закрытия в бюро галеристки проходила «Постоянная выставка современного искусства», на которой выставлялись работы современных художников разных творческих взглядов. Здесь можно было увидеть рисунки мирискусников — Николая Рериха, Мстислава Добужинского и Анны Остроумовой-Лебедевой, а также «крайней молодежи» — Ольги Розановой и Василия Кандинского. Состав экспозиции менялся раз в несколько недель. Все экспонаты продавались, а вход на выставку был платный — полученные средства шли в том числе на перевозку экспонатов, наем помещения, печатание каталогов, рекламу, отопление, освещение и оборудование выставок.
Натан Альтман не единожды входил в комитеты выставочных проектов Добычиной, участвовал в выставках бюро и часто сотрудничал с галеристкой. Владимир Милашевский отмечал, что она даже стала неким «скрытым рычагом» на многих поворотах судьбы Альтмана.
Один из основателей объединения «Мир искусства» Константин Сомов не раз сотрудничал с Надеждой Добычиной. Его работы входили и в личную коллекцию галеристки, а в 1921 году художник создал графический портрет Надежды Евсеевны. Сам Сомов довольно язвительно отзывался о созданных работах — в дневниках он писал: «Работал. Добычина в восхищении, так как она у меня на портрете моложе, красивее, благороднее и не похожа!» Даже через несколько лет Сомов отмечал в одном из писем сестре: «Я тебе писал уже, что буду рисовать даму и не красивую. Но ведь сделал же я из Добычиной дюшессу. Может быть, и тут мне повезет и останутся мной довольны».
Во время Второй мировой войны Надежда Евсеевна была эвакуирована в Алма-Ату. Там она продолжила заниматься кураторской деятельностью и организовала Вторую Республиканскую художественную выставку, за которую была награждена грамотой Верховного Совета Казахской ССР. В Алма-Ате Добычина продала несколько работ из личной коллекции: так, в собрании Государственного музея искусств Республики Казахстан имени Кастеева оказались картины Кузьмы Петрова-Водкина и Александра Головина.
Важная глава в истории бюро связана с объединением «Мир искусства». На протяжении трех лет в стенах дома Адамини прошло шесть экспозиций мирискусников. Надежда Добычина не была их организатором, а лишь предоставляла выставочные залы. На обложках каталогов значилась эмблема объединения с орлом. Для художников постоянная выставочная площадка в центре города была очень важна — прежде мастерам приходилось демонстрировать свои работы в разных и не всегда подходящих пространствах.
Продолжение выставки «Выбор Добычиной» на третьем этаже музея расскажет о проектах Художественного бюро, которые по разным причинам не были осуществлены. Среди них встречаются и персональные выставки художников: так, Добычина планировала персональные экспозиции Льва Бакста, Василия Кандинского, Сергея Судейкина, Василия Шухаева, Николая Рериха. Выставка последнего должна было состояться в 1914 году. Кроме того, галеристка задумала гастроли этой экспозиции. В газете «Речь» упоминалось: «Выставку произведений Н. К. Рериха Художественное бюро имеет в виду перевезти из Петербурга в Мюнхен, Берлин и Париж».
08 июня, 2023