Как искусственный интеллект становится хакером? Прочитайте отрывок из книги «Взломать все»

Как искусственный интеллект становится хакером? Прочитайте отрывок из книги «Взломать все»

В издательстве «Альпина Паблишер» вышла книга криптографа и специалиста по кибербезопасности Брюса Шнайера «Взломать все. Как сильные мира сего используют уязвимости систем в своих интересах». Автор рассказывает о хакерах, которые взламывают не только компьютеры, но и огромные системы от налогового законодательства до финансовых рынков. Публикуем отрывок из главы о том, как искусственный интеллект научился работать не хуже профессиональных IT-специалистов.

Старое хакерское состязание «Захват флага» — это, по сути, подвижная игра на открытом воздухе, перенесенная в компьютер. Команды защищают свои сети, атакуя сети других команд. Игра отражает в контролируемой обстановке то, чем занимаются компьютерные хакеры в реальной жизни: поиском и исправлением уязвимостей в своих системах и их использованием в чужих.

Эта игра стала основным развлечением на хакерских конференциях с середины 1990-х гг. В наши дни десятки команд со всего мира принимают участие в состязательных марафонах, которые проводятся в течение выходных. Люди тратят месяцы на подготовку, а победа становится большим событием. Если вы увлекаетесь подобными вещами, то это самое лучшее развлечение для хакера, которое не сделает вас преступником.

DARPA Cyber Grand Challenge — аналогичное мероприятие для ИИ, проводившееся в 2016 г. В нем приняли участие 100 команд. После прохождения отборочных туров семь финалистов встретились на хакерской конференции DEF CON в Лас-Вегасе. Соревнование проходило в специально разработанной тестовой среде, наполненной пользовательским программным обеспечением, которое никогда не анализировалось и не тестировалось. ИИ было дано десять часов на поиск уязвимостей, чтобы использовать их против других ИИ, участвующих в соревновании, и на исправление собственных уязвимостей. Победила система под названием Mayhem, созданная группой исследователей компьютерной безопасности из Питтсбурга. С тех пор они коммерциализировали эту технологию, и сейчас она активно защищает сети таких клиентов, как министерство обороны США.

В том же году на DEF CON проводилась игра «Захват флага» с участием человеческих команд. Единственное исключение сделали для Mayhem — ее тоже пригласили поиграть. Система ИИ заняла последнее место в общем зачете, но в некоторых категориях показала не самые плохие результаты. Несложно себе представить, как эти смешанные соревнования развернутся в будущем. Мы видели траекторию развития подобной конкуренции на примере шахмат и игры го. Участники с ИИ будут прогрессировать с каждым годом, поскольку все основные технологии совершенствуются. Команды людей в основном останутся на прежнем уровне, потому что люди остаются людьми, даже когда совершенствуются наши инструменты и владение ими. В конце концов ИИ, вероятно, станет регулярно побеждать людей. Я готов дать прогноз, что на это уйдет не более десяти лет.

По необъяснимым причинам DARPA так и не повторила «Захват флага» с участием ИИ, зато Китай с тех пор взял такой формат на вооружение: он регулярно устраивает разнообразные гибридные игрища, в которых команды людей и компьютеров соревнуются друг с другом. Подробностей мы не знаем, поскольку такие соревнования проводятся только внутри страны и все чаще организуются военными, но доподлинно известно, что китайские системы ИИ быстро совершенствуются.

Пройдут годы, прежде чем мы полностью раскроем возможности ИИ в плане автономных кибератак, но эти технологии уже меняют их характер. Одной из областей, которая кажется особенно плодотворной для систем ИИ, является поиск уязвимостей.

Просматривание программного кода строка за строкой — это именно та утомительная задача, в которой ИИ преуспевает, если только научить его распознавать уязвимости. Конечно, необходимо будет решить множество проблем, связанных с конкретными областями применения, но по этой теме уже существует академическая литература, и исследования продолжаются.

Есть все основания ожидать, что со временем системы ИИ будут улучшаться и в итоге приблизятся к совершенству. Последствия этого потенциала простираются далеко за пределы компьютерных сетей. Нет никаких причин, по которым ИИ не сможет найти тысячи новых уязвимостей в системах, о которых шла речь в этой книге: налоговом кодексе, банковских правилах, политических процессах.

Везде, где есть большой массив правил, взаимодействующих друг с другом, ИИ с большой вероятностью найдет уязвимости и создаст эксплойты для их компрометации. Сегодня системы ИИ уже вовсю ищут лазейки в коммерческих контрактах. Со временем эти возможности будут шириться. Любой хакер из плоти и крови хорош лишь настолько, насколько он понимает систему, на которую нацелился, и ее взаимодействие с остальным миром. ИИ достигает этого понимания практически сразу, благодаря данным, на которых его обучают, и продолжает совершенствоваться по мере своего использования. Современные системы ИИ развиваются непрерывно, получая все новые данные и соответствующим образом корректируя свою работу. На этом потоке данных ИИ продолжает обучаться и пополнять свой опыт прямо в процессе работы. Именно по этой причине разработчики систем ИИ для беспилотных автомобилей любят хвастаться количеством часов, проведенных на дорогах их детищами.

Разработка систем ИИ, способных взламывать другие системы, порождает две связанные между собой проблемы. Во-первых, ИИ может получить указание взломать систему. Кто-то может «скормить» ИИ налоговые кодексы или правила мировой финансовой игры с целью создания прибыльных хаков. Во-вторых, ИИ может взломать систему случайно в процессе своей работы. Оба сценария не сулят ничего хорошего, но второй куда опаснее, поскольку мы можем так и не узнать, что произошло.

Фото: «Альпина Паблишер»

Еще больше о новых фильмах, музыке и премьерах — в нашем паблике во «ВКонтакте»

Подписаться

26 июля, 2023

Новости