Якопо да Эмполи (Кименти). Натюрморт. Италия. Около 1625/ГМИИ имени А. С. Пушкина
Куратор выставки — Виктория Эммануиловна Маркова. Дальше можно не продолжать, этим все сказано. Она одна из ведущих специалистов по итальянскому искусству в мире, перед которой коллеги из венецианских и римских музеев на конференциях снимают шляпу, восхищаясь ее виртуозными атрибуциями. Один из главных ее профессиональных интересов — период барокко, чья родина как раз Италия. И именно ему посвящена выставка. Причем зрителю предлагают взглянуть на этот период через натюрморты — жанр, исконно считающийся визитной карточкой голландского искусства.Давид Штеренберг. Стол с сахарницей. Кубистический фактурный этюд. 1920. Государственная Третьяковская галерея/Еврейский музей и центр толерантности
Еврейский музей и центр толерантности — в последнее время лидер по конструированию выставок-аттракционов. В них блестящая подборка экспонатов сочетается с остроумными архитектурными решениями. Очередной многообещающий проект курирует творческая группа под руководством директора институции Кристины Краснянской. Экспозиция предлагает посмотреть на работы еврейских художников в эволюции — от традиционного народного творчества до авангарда — и демонстрирует сплошь первые имена: Натан Альтман, Эль Лисицкий, Давид Штеренберг и, конечно, Марк Шагал. Работы последнего для знаменитого Московского государственного еврейского камерного театра (ГОСЕТ) покажут в отдельном разделе экспозиции. Небольшой зал посвящен панно «Введение в еврейский театр» — одному из знаковых произведений Марка Шагала. Оригинал по-прежнему находится в основной экспозиции Третьяковки, а на выставке представлены проекции, благодаря которым можно рассмотреть все детали работы. Ее, по легенде, в 1952 году спас художник Александр Тышлер: рискуя жизнью, вынес из разгромленного театра, а затем передал на хранение в Третьяковскую галерею. Там в 1973 году произведение впервые за много лет развернули перед его автором: Шагал прилетал в Россию по приглашению министра культуры Екатерины Фурцевой. Художник поставил свою подпись по-русски прямо на холсте, растроганный жестом музейных специалистов. Всего в экспозиции покажут около сотни живописных и графических работ.Н. П. Ульянов. Кафе. 1917/Tretyakovgallery.ru
Это важная ретроспектива незаслуженно забытого замечательного художника. Скорее всего, вы вспомните его картину «А. С. Пушкин и Н. Н. Пушкина перед зеркалом на придворном балу». Это одна из самых знаменитых вещей мастера. В ней он ловко использует любимый прием — преломление композиции через зеркало. С ним же он работает в «Автопортрете с парикмахером», где изображение постепенно превращается в абстрактные кубистические формы. Вот такой кубофутуризм по-московски. Впервые в одной экспозиции соберут произведения Николая Ульянова из запасников Третьяковки и региональных музеев, так что нужно идти обязательно.Ю. С. Злотников. Композиция. 1959/Tretyakovgallery.ru
Юрий Злотников — один из классиков современного российского искусства и один из первых абстракционистов оттепели. Он изобрел свой художественный язык, построенный на связи искусства и науки. Его вдохновляли достижения в области математики, кибернетики и психологии. На их основе он создал серию работ «Сигнальная система» — 70 вещей из нее и покажут в Третьяковке на Крымском Валу. Также важную часть проекта составит архив Злотникова — рукописи и сопровождающие их рисунки. В экспозиции их поместят в белый куб, в центре которого будет возвышаться «остров» — «кабинет» художника-теоретика, где на столах, подиумах и в витринах расположат тетради, машинописные листы, миниатюрные рисунки, схемы, фотографии.И. Е. Репин. Пейзаж с лодкой. 1875/Государственная Третьяковская галерея
Илья Репин — наше все в русском искусстве рубежа XIX–XX веков. Он не только сам был выдающимся мастером, но и имел редкий для художника талант преподавателя. Илья Ефимович умел поддерживать учеников в их поисках, вдохновлять на новые открытия и по-человечески согревать их души. Среди его воспитанников Валентин Серов, Борис Кустодиев, Филипп Малявин, Исаак Бродский, Константин Сомов, Зинаида Серебрякова, Игорь Грабарь, Анна Остроумова-Лебедева и многие другие. И каждый из списка — самобытный, глубокий, ищущий и вдохновленный мастер. Их работы и показывают в «Новом Иерусалиме» вперемешку с работами учителя. Экспозиция «Мастер Репин. Эпизоды из жизни учителя и учеников» делится на три тематических раздела. Первые два посвящены пейзажам и зарисовкам в классе — здесь представлены пленэрные этюды, мимолетные наброски на природе, а также трогательные интимные портреты близких и любимых людей кисти юных студентов, когда они работают еще не на заказ, но для себя. Третья глава экспозиции рассказывает об экспериментах художников с импрессионизмом и даже экспрессионизмом. Отдельная находка куратора — вставки с цитатами и архивными снимками Ильи Ефимовича и его учеников. Конечно, по традиции музея «Новый Иерусалим» — у выставки замечательная архитектура, которая не отвлекает внимание от произведений на стенах, а лишь вдохновляет зрителя на исследование этой истории.Вера Колпакова. Цветовое решение архитектурного объема. Мастерская Густава Клуциса. 2 курс. 1928–1929. Предоставлено Музеем МАРХИ/Центр «Зотов»
В центре «Зотов» делают то, ради чего открылись: исследуют конструктивизм. На этот раз экспозиция посвящена архитектуре. Проект масштабный — аж 500 экспонатов, поделенных между девятью разделами. Архитекторы-конструктивисты были настоящими мечтателями: они проектировали не просто дома — они хотели построить прекрасное будущее. Они придумывали эстетичные, высокофункциональные, эргономичные и просто удобные пространства для людей. Выставка как раз позволит нам это рассмотреть в осуществленных и нереализованных идеях конструктивистов. Вещи центру «Зотов» предоставили 30 музеев, фондов, а также крупнейшие частные коллекционеры. В фокусе внимания зрителей окажутся проекты, созданные для четырех крупнейших городов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Новосибирска. На двух этажах центра покажут живопись, графику, скульптуру, фотографию, кинохронику и, конечно, архитектурные макеты, которые позволят объемнее раскрыть тему экспозиции и создадут настоящую антологию жизни 1920–1930-х.Виталий Пушницкий. Из проекта «Остров». 2024/Pop/off/art
Виталий Пушницкий — петербургский художник. Живет и работает в городе на Неве, окончил там Академию художеств, то есть мастер абсолютно классической школы. При этом он создает вещи на грани с абстракцией. И эти удивительные работы можно увидеть на выставке «Остров». Остров в мировой культуре — это всегда образ одиночества, отдельности каждого человека. И проект как раз об этом. Надо сказать, что при всей меланхоличности идеи «Остров» — это попытка наладить связь со зрителем, выстроить диалог, подтолкнуть его к созерцательности и анализу произведений искусства.Фото: Давид Штеренберг. Натюрморт с черным подносом. 1924. ГМИИ имени А. С. Пушкина/Еврейский музей и центр толерантности
Читайте также
Читайте также