Форма поиска по сайту
Все материалы

Топ картин Эдгара Дега в Пушкинском музее

Пока в театрах не стартовал новый сезон, балерин и танцовщиц можно увидеть в галереях и арт-пространствах — например, на полотнах импрессионистов. Арт-обозреватель Елена Шарова выбрала картины Эдгара Дега в Пушкинском музее, на которые стоит обратить внимание.

This browser does not support the video element.

Эфир «Сити» от 27 августа

Эдгар Дега — «художник бэкстейджа». Он не показывает парадный и нарядный Париж, как это делают другие импрессионисты, а знакомит с изнанкой праздника. Есть популярный миф, что художник очень любил балет, оперу и скачки и поэтому постоянно их писал. На самом деле это были сюжеты, через которые легко показать то, что ему действительно интересно — поймать и зафиксировать движение.

Дега родом из приличной семьи, и в его круге было принято регулярно ходить на ипподром и в театр. Но надо понимать, что в XIX веке сходить на балет — это не то же самое, что сейчас. Это прежде всего возможность на других посмотреть и себя показать.

Стоит вспомнить, например, роман «Анна Каренина» Льва Толстого: в нескольких эпизодах светские львицы решают судьбу Анны в театральной ложе. Сначала ее хотят свести с Вронским, а затем, ближе к финалу, там же отлучают от света. В Париже были такие же привычки, и часто в работах импрессионистов можно встретить актеров. Эдуард Мане, художник их круга, писал балетную труппу так: парадный групповой портрет, артисты наряжены в сценические костюмы, они застыли в заученных позах и прямо смотрят на зрителя. А Огюст Ренуар в картине «Танцовщица» подчеркивал всю нежную красоту и изящество балерины.

«Танцовщицы на репетиции»

Museums.artyx.ru

В картине из коллекции Пушкинского музея художник будто подсматривает за танцовщицами в замочную скважину и восхищается тем, что эти невесомые чаровницы делают за кулисами. А они ведут себя как обычные люди: нестройно тянут носочки, очень по-бытовому стоят. Можно даже заметить их торчащие уши и растрепанные прически. Художник спускает их со сценического пьедестала и смотрит на них иногда чуть сверху.

Muzei-mira.com

Так и в картине «Голубые танцовщицы». Мы будто застали моделей за кулисами в момент томительного ожидания выхода к зрителям. Одна разминает шею, другая тянет любопытный носик в сторону, третья поправляет костюм. Создается ощущение легкости и сиюминутности работы. Между тем это результат долгого и кропотливого изучения движения Дега.

У него был модный в то время гаджет — фотоаппарат. И он не соперничал с ним, как другие художники, не противопоставлял свое искусство фотографии, а делал высокохудожественные снимки. Сохранилась серия фотографий из мастерской художника с балеринами возле зеркала. Предположительно, по одному из таких кадров и были написаны «Голубые танцовщицы».

Импрессионисты, к кругу которых примыкал Дега, были хроникерами жизни французской столицы. Они зафиксировали город в его лучшей форме, на рубеже XIX–XX веков — так называемую belle époque, во время которой в Европе бал правили прогресс и мир. И все вертелось на невероятной скорости. Эдгар Дега, как истинный художник, чувствует время и пытается поймать его образ.

«Танцовщица у фотографа (Танцовщица перед окном)»

Muzei-mira.com

И в этом стремлении вписаться в круговорот событий чувствуется грусть и одиночество. В картине «Танцовщица у фотографа (Танцовщица перед окном)» из экспозиции Пушкинского музея актриса застывает на фоне зимнего Парижа. Одетая в лучший свой наряд и загримированная перед визитом в фотоателье, девушка явно мерзнет и не испытывает радости. Она стремится войти в историю хотя бы на снимке, но правда в том, что ждет ее только кордебалет. И времени на праздник уже не осталось. Это единственная живописная вещь кисти Эдгара Дега, то есть написанная на холсте маслом, в собрании российских музеев.

«Проездка скаковых лошадей»

Arthive.com

Дега часто обращался к сюжету с лошадьми. Из этой серии у нас в Пушкинском музее есть работа «Проездка скаковых лошадей» — не такая стремительная по своему настроению, как другие работы, но в ней зафиксировано движение. Глядя на нее, чувствуешь, как дрожат в нетерпении кони и как волнуются их наездники. Нескольким счастливым мирным десятилетиям на рубеже веков свойственна эта нервность, торопливость жить и чувствовать.

Фото: Museums.artyx.ru

Шарова Елена