Ренуар в Москве: топ картин художника, которые можно увидеть в Пушкинском музее

Ренуар в Москве: топ картин художника, которые можно увидеть в Пушкинском музее

Мы уже рассказывали, где в Москве увидеть картины Ван Гога, Врубеля и Шагала. В этот раз арт-обозреватель Елена Шарова выбрала самые интересные работы Огюста Ренуара. Кстати, все они хранятся в ГМИИ имени А. С. Пушкина.

Огюст Ренуар всю жизнь преодолевал препятствия, но сохранял абсолютно восторженный взгляд на жизнь. Он видел ее красоту. И даже в кабаках на Монмартре, где все развлекались, он не замечал порока, как другие художники, а улавливал особенную тончайшую эстетику. Он видел влюбленные взгляды, кокетливые улыбки и восторгался внешностью местных девушек — сплошь модисток, продавщиц и натурщиц — и писал их с восхищением.

Огюст Ренуар — шестой ребенок в семье портного в Лиможе, небольшом городе недалеко от Парижа, прославившемся производством фарфора. Чтобы прокормить детей, семья перебралась в столицу, и в 13 лет мальчика отдали на работу в посудную мастерскую помощником художника. Подростку пришлось копить, чтобы поступить на учебу в частную мастерскую, а затем в Школу изящных искусств. Во время обучения Ренуар познакомился с Альфредом Сислеем и Клодом Моне, и они стали для него лучшими друзьями.


«В саду (Под деревьями Мулен де ла Галет)» (1876)

Ренуар в Москве: топ картин художника, которые можно увидеть в Пушкинском музее

Collection.pushkinmuseum.art

На картине Ренуар как раз изобразил своих товарищей: Моне — тот, что сидит за столом с девушками, а Сислей стоит в тени деревьев. «Мулен де ла Галет» — это ресторан с танцплощадкой: молодые импрессионисты были тут частыми гостями. И такую непринужденную сцену запечатлел Ренуар. Юные девушки кокетничают в кафе с симпатичными молодыми мужчинами, празднуют свою молодость и беспечную жизнь. Мы видим легкость, мимолетность момента, мы словно слышим их веселый смех и разговор о каких-то совершенно неважных вещах. Ренуар восхищается модным платьем своей любимой натурщицы Мими — вертикальные полоски вытягивают ее фигуру, делают такой изящной, а ткань платья вбирает в себя рефлексы от солнца и буквально светится.

Что в реальности стоит за этой сценкой? Художники голодают, у них нет заказов и нет денег. Были моменты, когда Ренуару приходилось собирать хлеб после обеда у родителей, чтобы отвезти его своему другу Клоду Моне. Девушки на картине работают каждый день, и нет в их жизни места праздности и безграничным удовольствиям.


«Девушки в черном» (1880–1882)

Ренуар в Москве: топ картин художника, которые можно увидеть в Пушкинском музее

Collection.pushkinmuseum.art

Картина создана уже в 1880-е годы, но место то же — Монмартр. Кстати, это сейчас район туристический, а в конце XIX века — бывшая деревня, недавно присоединенная к столице. Жилье тут недорогое, поэтому снимают его вот такие приехавшие на заработки в большой город девушки и художники. Все они живут абсолютно бедной жизнью, но при этом у них есть главная ценность — свобода.

Они сами решают, чем заниматься, как проводить свободное время и с кем. С точки зрения стилистики тут Ренуар уже отходит от живописи дробными мазками и обращается к реализму. Он четко прописывает лицо и руки модели, которая смотрит прямо на зрителя. При этом отдельными мазками он пишет наряд, задает движение на фоне и не отступает от главного принципа импрессионистов — нелюбви к черному. Когда вы отправитесь в Пушкинский музей, то убедитесь, что в этих темных нарядах дам нет ни капли черного цвета — только синий, зеленый и даже оранжевый.


«Портрет Жанны Самари» (1877)

Ренуар в Москве: топ картин художника, которые можно увидеть в Пушкинском музее

Collection.pushkinmuseum.art

Соседкой Ренуара по Монмартру была начинающая актриса Жанна Самари. В 1870-е она дебютировала на сцене знаменитого театра «Комеди Франсез» и часто забегала в мастерскую художника. Он оставил множество ее портретов, но этот вписал ее в вечность и в историю мирового искусства. Он изображает ее магнетической, фантастически красивой женщиной, от которой невозможно оторвать взгляд. Некоторые любят сравнивать работу с реальными фотографиями модели, часто комментируют ее внешность совершенно некомплиментарно. Но какая разница, что мы видим на снимках? Гораздо важнее вот это впечатление Ренуара от Самари, их взаимная влюбленность в талант друг друга и в то, что они в этот момент создают, — одно из величайших произведений искусства. Срочно идите в Пушкинский музей и поддавайтесь чарам Самари!

Фото: Collection.pushkinmuseum.art

Елена Шарова

Все самое интересное — у нас в Telegram

Подписаться

Новости