Кадр из фильма «Легенда о былом»
Он же помог ей с ролями, и это не тот случай, когда «а вы точно продюсер?». Понти работал в кино с 1940-х и спродюсировал на тот момент более трех десятков картин. Он точно знал, что его возлюбленная — гораздо больше, чем просто симпатичная девушка с фигурой античной красавицы, и даже выкупил все эротические фильмы с участием Лорен, чтобы сформировать новый, правильный образ актрисы. Таким образом, уже в 1954 году ее увидел весь мир в фильме «Аттила завоеватель», где снимались и голливудские актеры, например Энтони Куинн — в главной роли. За год она снялась сразу в нескольких картинах, громко заявив о себе как об одной из самых ярких и красивых новых актрис, в том числе в комедии «Жаль, что ты каналья», а также в серьезной драме «Женщина с реки».Кадр из фильма «Аттила завоеватель»
Лорен иногда ошибочно называют звездой итальянского неореализма (направления в итальянском послевоенном кино, которое просуществовало примерно с 1943 по 1953 год), но это не так. Отчасти это основано на том, что в 1950–1960-х, когда Лорен была в первых лучах своей славы, она много работала с одним из главных итальянских неореалистов — актером и режиссером Витторио Де Сикой, который снял ее сразу в нескольких ключевых для карьеры актрисы фильмах: «Золото Неаполя», «Вчера, сегодня, завтра», «Брак по-итальянски» и других. Но, пожалуй, главным совместным фильмом Де Сики и Лорен стала «Чочара» — военная драма с Жан-Полем Бельмондо, за роль в котором актриса удостоилась премии «Оскар» за лучшую женскую роль. Это был не первый «золотой болванчик» у итальянских актрис, как принято думать (ранее аналогичную награду за роль в фильме «Татуированная роза» получила Анна Маньяни), но первый «Оскар», полученный за роль, сыгранную не на английском языке.Кадр из фильма «Вчера, сегодня, завтра»
На тот момент (1960 год) Лорен уже была известна на весь мир: в 1957-м ее впервые пригласили в Голливуд, чтобы сыграть в драме «Мальчик на дельфине» (американские зрители с удовольствием любовались прекрасной женщиной в намокшем платье на яхте). Далее были фильмы с крупнейшими звездами фабрики грез: Джоном Уэйном, Фрэнком Синатрой, Кларком Гейблом, Кэри Грантом и другими. С последним у Лорен даже завязался короткий роман, который она, впрочем, разорвала, чуть не поставив под удар судьбу фильма «Плавучий дом», где они вместе играли.Кадр из фильма «Плавучий дом»
Причиной измены, возможно, стало давнее, но долгое время не реализовавшееся желание Софи стать матерью — она пережила несколько выкидышей, лечилась от бесплодия и долго не могла родить ребенка. Но в 1968 году это все-таки случилось: у нее и Карло Понти наконец родился первенец, которого они назвали Карло-младшим; спустя пять лет родился и второй сын, Эдоардо. Первый стал дирижером, второй режиссером (и много снимал маму — например, в экранизации пьесы Жана Кокто «Человеческий голос»). По признанию самой Софи, дружная семья и воспитание детей — то, о чем она всю жизнь мечтала даже больше, чем о карьере актрисы, и теперь, когда это желание реализовалось, Лорен позволила себе снизить обороты и уделить больше внимания частной жизни.Tony Vaccaro/Getty Images Gallery
Тут имеет смысл перейти к вопросу о том, почему актрису так любили (и продолжают любить) на территории бывшего СССР. Впервые Лорен появилась в Москве в 1965 году вместе с Карло Понти, когда представляла фильм «Брак по-итальянски», участвовавший в Московском международном кинофестивале. А после приезжала на несколько месяцев для съемок в советско-итальянском фильме «Подсолнухи». Итальянские кинематографисты вообще частенько были гостями в СССР и плотно там работали. Ранее уже выходили фильмы «Они шли на Восток» Джузеппе Де Сантиса и Дмитрия Васильева, «Красная палатка» Михаила Калатозова, а звезда итальянского кино Марчелло Мастроянни позже, в 1987 году, сыграл у Никиты Михалкова в «Очах черных». А уж сколько итальянского кино показывали в Союзе — начиная со второй половины 1940-х, в период расцвета итальянского неореализма. Неудивительно, что в момент приезда Лорен в Москву она была желанной гостьей — все хотели посмотреть на, возможно, самую красивую звезду итальянского кино, самого доступного советскому зрителю.Валентин Мастюков/ТАСС
Так что дело было не только во внешности, хотя для советских женщин утонченная, невероятно красивая, аристократичного вида Лорен была своего рода инопланетянкой, женщиной из параллельной вселенной. Тем более что в Софи был заложен огромный запас эротизма и страсти, которого откровенно не хватало советским актрисам. Просто по причине, что то, что было можно в Италии, нельзя было снимать в СССР: даже в «Бриллиантовой руке» знаменитая сцена соблазнения Горбункова подавалось как нечто непристойное, а сама Анна Сергеевна — как коварная соблазнительница. Лорен же выглядела невероятно сексуально и при этом сугубо положительно. Даже знаменитую сцену стриптиза во «Вчера, сегодня, завтра» в Союзе, где секса как будто бы нет, не тронули — и зрители шли, чтобы увидеть это диковинное зрелище в исполнении прекрасной красавицы.Кадр из фильма «Золото Неаполя»
Софи Лорен — это тот редкий случай, когда внешность делает свое дело не меньше, чем актерский опыт. Ей просто повезло родиться настолько красивой, чтобы выглядеть как классическая женщина из кино, ради которой не жалко и умереть (или хотя бы пострадать за нее). Таковой она была в фильмах «Черная орхидея», «Дыхание скандала» и «Пять миль до полуночи». Лорен — это европейская Мэрилин Монро, воплощение красоты в кинематографе, и ее имя не зря стало нарицательным: есть несколько женщин, которых сразу вспоминаешь, произнося словосочетание «красивая актриса», и Лорен однозначно одна из них. При этом она вела довольно скромную и закрытую жизнь, мало участвовала в общественных делах, была очень открытой к обычным людям (не было отбоя от желающих подойти к ней на Московском кинофестивале) и воспитывала долгожданных детей, как образцовая мать.Кадр из фильма «Пять миль до полуночи»
И это несмотря на спорные факты из ее же жизни — от брака с женатым мужчиной до съемок в эротике. Даже в нашем традиционалистском обществе Лорен воспринимается как эдакая «разрешенная сексуальность», одобряемая плюс-минус всеми, не считая людей самых пуританских взглядов. Даже когда в возрасте 73 (!) лет она снялась в обнаженной фотосессии (пускай и абсолютно целомудренной) для Pirelli, пожалуй, самой дорогой марки календарей, никто и слова не сказал. Ну снялась и снялась. Последний пик ее большой активности приходится на 1970-е, когда она много снималась, пускай уже и не так активно, дальше количество фильмов с ее участием снижалось. Сейчас она на заслуженной пенсии — с 2000 года с ней вышло всего восемь фильмов, часть из которых и вовсе короткометражные. При этом о ней, еще живой легенде, снято уже два художественных и бесчисленное количество документальных картин.Фото: Tony Vaccaro/Getty Images Gallery
Читайте также
Читайте также