Самое большое собрание работ знаменитого передвижника Исаака Левитана в Москве находится в Третьяковской галерее. Арт-обозреватель Елена Шарова рассказала про полотна художника, на которые точно стоит обратить внимание в Лаврушинском переулке.«Весна в Италии»
Исаак Левитан. Весна в Италии. 1890. Государственная Третьяковская галерея
До Исаака Левитана русский пейзаж имел итальянские черты. Его предшественники — замечательные художники, мастера жанра — часто писали свои произведения за рубежом. Левитан также много путешествовал. Из своей поездки по Европе в 1890 году он привез «Весну в Италии». Заснеженные горы и легкие розовые лепестки миндаля он написал невесомыми полупрозрачными мазками.
Из Франции при этом нет этюдов, потому что художник там работал иначе: смотрел, что и как пишут местные. Он перенял лучшее у прогрессивных французов, но использовал это по-своему. Он вслед за импрессионистами стал выходить на пленэр, то есть писать картины с натуры, под открытым небом. Но если у заграничных коллег это сиюминутное впечатление от прекрасного мгновения жизни, то у нашего мастера это целая философия. Каждая картина — попытка через образы природы постичь смысл жизни, передать свои размышления о ее скоротечности, сложности и глубине.
«Сумерки. Стога»
Исаак Левитан. Сумерки. Стога. 1899. Государственная Третьяковская галерея
Это одно из многочисленных левитановских полотен с повторяющимся сюжетом. Мы с вами помним, что подобное любил писать Клод Моне. Сено на закате, на восходе, в жаркий полдень помогало импрессионисту исследовать свет, цвет и их изменчивость. Стога у Левитана помогают передать то душевное томление, которое так свойственно одиноким людям в закатные часы. Когда тоска наваливается и невозможно оставаться наедине с собственными мыслями. Эти ощущения были понятны художнику: он с ранней юности страдал тяжелейшей депрессией.
«Вечер. Золотой Плёс»
Исаак Левитан. Вечер. Золотой Плёс. 1889. Государственная Третьяковская галерея
Справиться с приступами депрессии помогали поездки на пленэры. Исаак Левитан много работал в Плёсе. Этот небольшой городок на Волге стал настоящим местом силы для художника. Он написал там множество полотен и два года подряд выезжал туда летом.
Сохранились воспоминания о том, как Левитан работал над одной из лучших картин, созданных в поездке, — «Вечер. Золотой Плёс». Он сделал наброски с натуры: написал небольшой этюд на дереве. И затем каждый вечер поднимался в одну и ту же точку, с которой открывался вид на Волгу. Левитан старался запомнить это особое освещение, которое дарят нам только волжские закаты. И у него получилось передать это тончайшее сочетание ванильно-желтых облаков и золотистых лучей, которые быстро сменяют все оттенки розового после захода солнца за горизонт.
Помогали Левитану справиться с тяжелой депрессией и близкие. Одним из лучших друзей художника был писатель Антон Павлович Чехов. Они познакомились, когда им было по 19 лет, через брата литератора. Долгие годы Чехов поддерживал Левитана. Они часто едко шутили друг над другом, при этом искренне восхищаясь талантами. Художник хвалил описания природы в рассказах товарища, сообщая в письмах, что «было бы крайне радостно видеть твою крокодилью физиономию», а писатель признавал, что «Левитан — это лучший русский пейзажист». Что не мешало ему шутить над склонностью мастера к меланхолии. Чехов замечал, что после поездок на юг на пленэры в пейзажах Левитана появляется улыбка.
Фото: Исаак Левитан. Вечер. Золотой Плёс. 1889. Государственная Третьяковская галерея
Шарова Елена