Форма поиска по сайту
Все материалы

Полторы комнаты в любом городе мира: гид по выставке «Иосиф Бродский. Место не хуже любого»

В Еврейском музее и центре толерантности идет одна из главных выставок осени — «Иосиф Бродский. Место не хуже любого». Это буквально реконструкция жизни поэта с 4 июня 1972 года, когда он уехал из Советского Союза, вплоть до его смерти. Во всех шести залах услышите записи голоса Бродского, увидите его рабочий стол и даже самого поэта — в дополненной реальности. Мы туда уже сходили и рассказываем, на что обратить внимание.

Макет квартиры Бродского





По сути, выставка стартует прямо от входа в музей: около касс поставили макет коммунальной квартиры Бродского на улице Пестеля в Петербурге. Это совместный проект с музеем «Полторы комнаты». В доме Мурузи поэт жил с родителями с 15 до 32 лет. Правда, для работы у него было всего десять квадратных метров, и те он как мог отгораживал от домашних шкафами, стопками книг и чемоданами.

Макет очень любопытно разглядывать — обязательно попробуйте засунуть голову в кабинет поэта или комнату его родителей. Там воссоздали все так, как осталось в день отъезда Бродского — вплоть до того, куда он поставил телефон и насколько догорела свеча на столе.

За это говорят спасибо фотографу Михаилу Мильчику, который не только зафиксировал на свой «Олимпус» облик квартиры в момент отъезда Бродского, но и провел с ним этот день, проводив до аэропорта. Кстати, сам фотограф был на открытии выставки в Еврейском музее.

Снаружи дома — балкон, откуда отец фотографировал поэта на фоне Спасо-Преображенского собора. Кстати, обратите внимание на арку окна дома Мурузи — такую же встретите в последнем зале выставки.

«Аэропорт»






После квартиры Бродского сразу попадаете в зал ожидания аэропорта — это некое «не место», пространство вне какого-либо государства, переходная буферная зона в жизни поэта перед эмиграцией. Там увидите фото Бродского у петербургского ОВИРа, где он делал документы перед отъездом, билет на самолет (правда, копию) и чемодан, идентичный тому, с которым улетал поэт. Кстати, тут же начинается VR-квест. С помощью специального приложения, наведя камеру телефона на QR-код, увидите самого Бродского, сидящего на том самом чемодане прямо как на фото Мильчика.

Англия

Дальше попадаете в Англию, первую точку на карте миграции Бродского. Кстати, готовьтесь к тому, что все залы выставки очень похожи. Они строятся по принципу кабинета, потому что поэт, где бы он ни находился, был привязан к рабочему месту. Правда, здесь нет той самой печатной машинки, которую Бродский увез с собой. Зато увидите множество фотографий его близких людей. Причем по мере того, как будете продвигаться по выставке, какие-то лица отсюда будут исчезать, потому что они просто уходили из жизни поэта. Например, Марина Басманова, его возлюбленная. Она и есть та МБ, которой Бродский посвятил много стихотворений.

В каком-то смысле это выставка-перевертыш. У поэта в кабинете всегда было много открыток, картин и плакатов, но практически все на самом деле не оригиналы. А в воссозданном кабинете Бродского в Еврейском музее висят подлинные Рембрандт и Энгр.

Америка





Это еще один зал, где стоит достать телефон и навести камеру на QR-код, чтобы увидеть сидящего на стуле Бродского. На столе в этой комнате найдете печатную машинку, за которой поэт работал еще в СССР, она из Музея Ахматовой. Здесь нужно остановиться — появится проекция еще и машинки на латинском, а также рукописи, часы и пепельница, но это, конечно, уже 18+.

Швеция

Предпоследний зал выставки — символ триумфа Бродского. Именно в Швеции в 1987 году он получил Нобелевскую премию и здесь же в 1990-м женился на Марии Соццани. На очередном рабочем столе поэта найдете приглашение на свадьбу, фото со знаменитой речи на премии и галстук Пастернака. Кстати, есть легенда, что именно его Бродский держал в кармане на вручении, чтобы продемонстрировать преемственность. Бориса Пастернака в 1958 году тоже выдвинули на Нобелевку, но он не смог ее получить.

Венеция

В Венеции Бродский бывал около 17 раз, и здесь же он в итоге похоронен, а точнее, перезахоронен. Он считал ее фантастическим городом с «водичкой» (именно так) и хотел поселиться на первом этаже, чтобы слышать, как волны бьются о стену.

В последнем зале как раз увидите окно как из дома Мурузи с видом на Сан-Микеле, из которого льется та самая «водичка». Это проекция со звуком, из-за которой хочется остаться здесь подольше. Кстати, советуем еще отсканировать QR-код на полу и послушать Баха и Вивальди, которых Бродский очень любил.

Выставка работает до 12 января 2025 года. Адрес: ул. Образцова, 11, стр. 1а