В издательстве «МИФ» вышла книга «Славянская нечисть» Марины Голубевой про сверхъестественных существ древних славян. Публикуем отрывок про героя русских сказок — Лешего, которого в лесу можно вычислить по порывам ветра, и найти его под листом земляники.О лешем сложено множество быличек, сказок, страшных и смешных историй, и его по праву можно назвать одним из самых популярных персонажей восточнославянской демонологии. За первое место он даже с домовым поспорить может, что неудивительно, учитывая то, какую роль играл лес в жизни наших предков. Это был особый мир, с одной стороны, щедрый, помогавший выжить в голодное время, снабжавший грибами и ягодами, пушниной и дичиной, дровами, строительным материалом и лекарственными травами. А с другой стороны, это было чуждое человеку, опасное пространство, в котором можно сгинуть, и воспринимался лес как иной мир.
Светлые березнячки, наполненные птичьими трелями,и земляничные поляны сменялись густыми мрачными ельниками и таинственными, жутковатыми осинниками, где, по поверьям, любила резвиться нечистая сила. Мир леса привлекал и одновременно пугал человека, который чувствовал себя в окружении вековых деревьев маленьким и беспомощным. Именно поэтому фантазия славян населяла бескрайние леса и пущи таинственными и могущественными сверхъестественными сущностями. Там обитали не только близкие к диким животным оборотни, лешаки и лешачихи, моховики и болотники, но и, по славянским поверьям, в лесу жили духи болезней: лихорадки, детские криксы, сверхъестественные змеи, охранявшие клады, и заложные, нечистые покойники. В лесу ведьмы собирали свои колдовские травы, а в ночь на Ивана Купалу цвел папоротник.
В древние языческие времена в заповедных борах и дубравах устраивали капища богов, жили волхвы, совершались обряды, а когда с распространением христианства старые боги ушли из мира, то остались их наместники — духи-хранители лесов, полей, рек, болот. Вот таким лесным хозяином и был леший, причем у каждого леса был свой повелитель, безраздельно властвовавший над растениями, зверями, птицами и над людьми, забредшими в его владения.
В духов–хранителей природных пространств верили все славяне, но истории о лешем были больше распространены на севере и северо-востоке Руси, на севере Белоруссии и Украины, а также в Польше, Словакии и Закарпатье, то есть там, где было много лесов, играющих важную роль в жизни людей. Хотя хозяева западнославянских и карпатских лесов отличались от русских и белорусских леших. Например, в карпатских лесах жил чугайстер — лесной дух, бывший когда-то человеком, но превратившийся в нечисть. Рассказывали, что чугайстер достигает ростом семи метров и весь покрыт волосами. Его любимое занятие — охота на мавок, которых он разрывает длинными когтями и ест. А вот к людям это существо относится вполне доброжелательно, иногда выходит к кострам пастухов, чтобы поболтать с ними. Для классического восточнославянского лешего такое поведение нехарактерно. Людей он не любит, потому что они приходят в его мир и, что-то забирая, ничего не оставляют взамен. Пользы от них никакой, а вот вреда много.
Сложно сказать, насколько древними являются представления об этом персонаже славянской демонологии. В старинных рукописях, из которых мы узнаем о берегинях, вилах, упырях, Макоше и Перуне, упоминаний о лешем не встречается. На страницах письменных источников он появляется не раньше XVII века, а пик его популярности как фольклорного персонажа приходится на XIX столетие.
Лесного хозяина называли по-разному: леший, лесовик, лесной дед, лясун (в Белоруссии). В лесу же старались этого нечистого духа не поминать, чтобы случайно не приманить, поэтому называли иносказательно: «мужичок», «дедко», «вольный», «сам-то», а то и «прелестник» — за склонность к обману, способность заманивать, насылать морок.
Будучи персонификацией недоброй, темной, чуждой человеку силы леса, леший не жаловал людей, но мог их потерпеть, если те не нарушали порядка в его владениях, не жадничали,собирая грибы и ягоды, не рубили без нужды деревья. И, что особенно важно, проявляли к хозяину уважение: с поклоном спрашивали разрешения воспользоваться дарами леса и приносили жертву в виде хлеба с солью. А жадных и не уважавших лес людей леший мог наказать, заведя в непролазную чащу, а то и в болоте утопить. Любил лесной дух и просто пошутить, сбивая людей с тропинки, путая грибников и ягодников, заманивая их знакомыми голосами в частый ельник или в болото.
Не любит леший матерной ругани и проклятий, поэтому проклятых матерями детей может увести в лес и воспитывать как своих лешачат. Иногда, рассказывают, лесной дух и девушку может в лес сманить и жить с ней как с женой. Но человеческие дети в лесу живут недолго и быстро умирают, а девушка, коли выживет, уже теряет свою человеческую сущность и превращается в лешачиху. Человека за сквернословие этот нечистик может вихрем закружить и протащить по частому ельнику.
Хозяйство у лешего большое, и он его бережет и от людей, и от другой нечистой силы. А еще рассказывают, что он всеми зверями повелевает и пасет их, как мужик скотину, и даже играет на них в карты или в зернь с другими лешими. С. В. Максимов в книге «Нечистая, неведомая и крестная сила» рассказывает записанную им байку о том, что в 1859 году между русскими и сибирскими лешими была большая карточная игра и проигравшие сибиряки перегоняли целые стаи белок в уплату долга. Белки тогда массово переселялись из сибирских лесов в русские, несметными полчищами проносились они даже по крышам изб, не пугаясь людей.
А вот еще одна быличка о том, как леший спасал зверей от пожара: «Гляжу, валят из леса медведи, да с ними — волки, лисицы, зайцы, белки, лоси, козы,— одним словом, всякая лесная живность, и каждая — своей партией, с другими не мешается, и все мимо меня с лошадьми, и не смотрят даже на нас, а за зверьем — и «сам» с кнутом за плечом и рожком в руках, а величиною с большую колокольню будет».
Как и другие духи-хранители, леший обычно людям не показывался, но проявлял себя звуками: скрипом деревьев, уханьем, хлопками в ладоши, а то и смехом. О присутствии лешего может сказать неожиданно налетевший порыв ветра или, наоборот, шелест листьев при безветренной погоде. Если лесной дух желал показаться человеку, то он обычно выглядел как старичок, заросший бородой по самые глаза. Но его демоническую сущность выдавала какая-то неправильность в облике: застегнутый на левую сторону армяки зачесанные на левую сторону волосы, у лешего может не быть одного уха или оно лошадиное, одна нога, повернутая пяткой вперед, или один глаз. Или лапти у него перепутаны:правый на левую ногу надет, а левый — на правую. По другим поверьям, бровей и ресниц у лесного деда нет, а единственный глаз — белый и навыкате. По некоторым рассказам, у лешего синеватая кожа, так как у него синяя кровь.
А еще рассказывали, что леший мог быть самого разного роста, в густом лесу он равнялся ростом с самыми высокими деревьями, а на поляне становился величиной с травинку и мог спрятаться под листом земляники. Лесной хозяин способен обернуться любым животным или птицей, обитающими в его лесу, но чаще всего он может показаться медведем, волком, зайцем, вороном или филином. В некоторых быличках лесного хозяина наделяют способностью превращаться в гриб боровик или корявый пень. Может леший даже принять вид конкретного человека, чаще знакомого или родственника путника, чтобы заманить того в чащу или болото. На случай встречи с таким подозрительным «знакомым» в лесу советовали посмотреть на него через правое ухо лошади, тогда-то и станет виден истинный облик лешего.
А вот когда человек сам хотел позвать лешего, то тут без сложного ритуала было не обойтись. В сборнике «Великорусских заклинаний» Л.Н. Майкова есть запись такого способа. Нужно тупым топором срубить сосну толщиной в обхват (что уже непросто), но так, чтобы дерево, падая, повалило две осины. Затем, встав на эти осины лицом на север, позвать лешего: «Лесовик-великан, пришел к тебе раб (имярек) с поклоном. Заведи с ним дружбу. Коли хошь, так топеря же иди, а не хошь, как хошь».
Или же в ночь на Ивана Купалу нужно срубить осину, чтобы она упала на восток. Встать на пенек, нагнувшись, посмотреть между ног и произнести слова заговора: «Дедушка леший, появись, покажись: не серым волком, не черным вороном,не елью жаровою, а таким, как я». И тогда можно увидеть истинный облик лесного хозяина, в котором сочетаются растительные, животные и человеческие черты. Так, кожа у лешего — как береста или еловая кора, лохматые волосы вперемешку с ветками и мхом, на голове могут быть рога, а вместо ног — волчьи лапы или козлиные копыта.
С явившимся на призыв лешим можно заключить договор, по поверьям, на это были способны охотники и пастухи. По договору леший загонял охотнику в силки дичь и разрешал ночевать в лесных избушках под своим покровительством. А у пастухов оберегал скотину, случайно забредшую в лес, и выводил ее к деревне, а также запрещал волкам нападать на коров того, с кем заключен договор. Леший за это требовал платы, и обычной краюхой хлеба и горшком каши здесь было не обойтись. Пастух должен был пожертвовать корову, но если он хитрый,то мог обмануть лешего, отдав вместо коровы кошку, а то и вовсе два яйца. Правда, леший, понявший, что его обманули, мог серьезно рассердиться, тогда пастух рисковал уже не только коровой, но и своей жизнью.
Договор с лешим был опасен, и часто человек терял не жизнь, а душу, что вряд ли было лучше. Именно поэтому на такой риск мало кто решался, и лесной дух чаще не помогал людям, а вредил им.его проказ действительно боялись, поэтому существовало множество способов защитить себя от хозяина леса.
Если человек понимал, что он заблудился в, казалось бы, знакомом лесу, если три раза прошел по одной и той же поляне с кривой березой или приметным пнем, если хорошо утоптанная тропинка привела в непролазную чащу или болото, это значит, что его «леший водит». Это выражение, кстати, до сих пор бытует в среде грибников. В таком случае, чтобы избавиться от морока лесного хозяина, нужно совершить несложный ритуал: переодеть всю одежду, вывернув ее наизнанку, а обувь надеть с правой ноги на левую, а с левой — на правую. Нательный крест тоже нужно повернуть с груди на спину. Тогда наваждение пропадет и человек поймет, что заблудился он в десяти метрах от опушки леса, проселочной дороги, а то и вовсе от своей деревни. Этот способ известен на всей территории проживания восточных славян, что говорит о его эффективности, даже с точки зрения современной психологии. Когда «глаз замылился» и человек не видит очевидного, нужно изменить ракурс восприятия.
Помогают против злых шуток лешего особые присказки с эффектом «перевертыша». Такими фразами-оберегами считаются, например, «шел, нашел, потерял» или «приди вчера». Их надо повторить несколько раз.чтобы обезопасить себя от проказ лешего, можно носить при себе лутовку — липовую палочку, очищенную от коры. А еще леший боится собак-четырехглазок — особого окраса, у которых над глазами два белых пятна.
Но если леший на кого-то разозлился, он мог наслать болезнь или видения — мороки. Тогда человек, подозревающий, что странную болезнь он принес из леса, должен туда вернуться и, положив вареное яйцо на перекрестке лесных троп, произнести заговор: «Кто этому лесу житель, кто настоятель, кто содержатель, тот дар возьмите, а меня простите во всех грехах, во всех винах, сделайте здравым и здоровым».
Оберегом от лешего служит соль, которую нужно носить с собой и при необходимости посыпать ею магический обережный круг. Чертить круг лучше осиновой палкой. Еще леший враждует с домовым, поэтому его может отпугнуть кухонная утварь, например кочерга. Леший не любит и лошадей, которым покровительствует домовой, поэтому если в лесу идти по следу лошади, то никогда не заблудишься.
Как и все природные духи, леший активен только весной и летом. Просыпается он, когда начинает таять снег, и на Егория Вешнего (23 апреля, 6 мая по н. ст.) раньше праздновал иименины лешего. Приносили ему в лес хлеб, горшочки с кашей, читали заговоры, в которых просили оберегать скотину от волков. В середине лета лесные духи были особенно активны: считалось, что они справляют свадьбы. В это время мог разыграться сильный ураган, который с корнем выворачивал деревья и ломал сухостой. Осенью, в сентябре, лесовики собираются на зимовку, инспектируют своих зверей, сгоняют змей в норы. А в день святого Ерофея (4 октября, 17 октября по н. ст.) лешие бесятся перед долгой зимовкой, затем проваливаются под землю и там засыпают до весны.
Кроме лешего в лесу обитали и другие сверхъестественные существа, которые находились в подчинении у лесного хозяина. Так, по поверьям, у него есть семья. Жена лешего — лешачиха, боровуха, лисовка — выглядит по-разному. В одних местностях ее описывают как неряшливую женщину, в лохмотьях, с растрепанными волосами, в которых застряли листья и ветки. У западных славян и в Закарпатье боровуха предстает как красивая девушка, в красном сарафане,с распущенными волосами. И вот такая боровуха любит заигрывать с молодыми парнями и соблазнять их. Но поддавшийся чарам лесной нечисти и вступивший с ней в половые отношения мужчина сходит с ума или погибает. Есть в семье леших и дети, но о лешачатах в быличках почти не упоминается. А иногда их считают даже уведенными человеческими детьми.
У западных славян распространены рассказы о дивьих, или диких, людях. По одним поверьям, это огромные существа заросшие шерстью, по другим — странные уродцы, у которых или только одна нога, или нет головы, а глаза и рот — в середине груди. Людей они избегают, но могут напасть, если того захочет леший.
Много в лесу и разной мелкой нечисти: например, лесные страхи и лесные души. В христианскую эпоху их стали отождествлять с лесными или болотными чертями, а в старые языческие времена эти сущности, видимо, считались персонификацией древесных душ, которые обитали в старых деревьяхи погибали, если это дерево срубить. Лесная нечисть любит пугать людей, хватать сучковатыми пальцами за одежду или в виде блуждающих огоньков заманивать в болото. Серьезного вреда, впрочем, эти нечистики не приносят. Но кроме них в лесу живут духи болезней и бродят неупокоенные, заложные покойники, которых похоронили не по обряду, завалив ветками в овраге, или они сами погибли в лесу. Они представляют опасность для живых людей, но о таком виде славянских демонов подробнее будет рассказано в другой главе.
Все это разнообразие лесной нечисти, откровенно враждебной человеку, доказывает, что лес для людей прошлого был не просто чужим, а иным, сверхъестественным миром. Отношения с ним требовали знания его законов и особых магических ритуалов и заговоров.