В этом месяце вышел сборник неизвестных сказок Андерсена, книга про музыку и моду 1990-х и роман о 24 часах на МКС. Выбрали лучшие книжные новинки месяца.Мария Данилова. «Двадцать шестой»
АСТ
Каково это — взрослеть в эпоху, когда страна меняется быстрее, чем ты успеваешь читать новости? Мария Данилова, лауреат премии Крапивина и автор полюбившейся детям и взрослым повести «Аня здесь и там», в своей второй книге рисует портрет позднесоветского детства, полного мелких деталей и узнаваемых реалий. Тут и первые иномарки, и кооперативные кафе, и очереди, и сеансы магии у экрана телевизора. В центре истории — пятеро детей, чье взросление совпадает с перестройкой. Теплая проза о поиске себя и о мире, который рушится, чтобы сформироваться заново.
Кристина Эмих. «Дорогая Клара!»
АСТ
Виктор и Клара растут в АССР Немцев Поволжья, и после начала Великой Отечественной войны Клару вместе с семьей выселяют, как и многих других немцев. Виктор пишет ей письма, но они не находят адресата. Их диалог продолжается в дневниках, в мыслях, сквозь годы разлуки и перемен.
Этот роман — напоминание о том, что любовь способна пережить даже самые страшные времена. Эпистолярная форма превращает его в часы, отмеряющие не только дни и годы, но и эмоции: надежду, страх, тоску, нежность.
Надежда Лидваль. «День города»
«Азбука»
Наташа и Катя, девушки из большого сибирского города, хотят перемен: одна активно ищет любовь за границей, другая учит английский в надежде повысить свои шансы на перспективные предложения. И вот перемены случаются — судьба подкидывает в их странный город двоих иностранцев. Как только все четверо оказываются в одной точке, мелодраматический сюжет о превратностях любви быстро переключается на фолк-хоррор. А для него, кстати, есть все условия: местный культ писателя XIX века, загадочные ритуалы вокруг его памятника и небеспричинное ощущение доминантной власти места над человеком.
Юлия Лукшина. «Хрустальный дом»
«Альпина»Реальность в рассказах сценариста и драматурга Юлии Лукшиной не то чтобы ненадежная — она текучая. В ее мире любовь оборачивается ненавистью, прошлое перетекает в будущее, а право на слово и чувство перестает быть прерогативой только лишь человека. Здесь бытовая магия естественна, как гравитация, иллюзии становятся материальными, а ход времени — ощутимым, видимым и даже оформленным в непривлекательный, но при этом честный образ ненасытной гусеницы.
Бусейна аль-Иса. «Хранитель мировой поверхности»
«Самокат»Издательство запустило новую серию Plan B. Первым выходит роман писательницы из Кувейта — антиутопия, в которой миром правит цензура. Главный герой — молодой Цензор, его работа заключается в том, чтобы беспристрастно запрещать тексты, нарушающие установленные нормы, и шлифовать язык, устраняя из него шероховатости смыслов. Но чем больше он читает, тем сильнее расшатывается его вера в установленный порядок. Соединив кафкианскую абсурдность, фантастическую фантасмагорию и традиции классической антиутопии, Бусейна аль-Иса создает напряженную историю о силе слова, свободе воображения и власти текста над реальностью.
Роман стал финалистом National Book Award в категории «Переводные книги» и вошел в список 100 обязательных к прочтению книг по версии Time (2024).
Гитанджали Шри. «Растворяясь в песках»
«Эксмо»Этот роман — первая написанная на хинди и переведенная на английский язык книга, удостоенная Международной Букеровской премии. Восьмидесятилетняя героиня Ма, потеряв мужа, отправляется в Пакистан, который покинула подростком после раздела Британской Индии. Это путешествие становится для нее толчком для переосмысления материнства, свободы и феминизма. Сохраняя легкий и даже шутливый тон, Гитанджали Шри поднимает темы, так часто остающиеся в тени повседневных забот: пересборка себя после больших и почти незаметных потрясений, смелость быть свободной в любом возрасте и социальном статусе и противостояние общепринятым, хотя и непонятно кем установленным нормам.
Клэр Ошецки. «Совушка»
«Дом историй»Сюрреалистичная история о материнстве, рассказанная в лучших традициях магического реализма. У Тайни рождается необычный ребенок — девочка-совушка, маленькая, хрупкая, не такая, как все. Мать дает себе обещание принять дочь такой, какая она есть, но окружающий мир требует иного — стремиться к этим «всем» изо всех сил, скорректировать оптику в пользу общества, казаться, а не быть. Этот роман — притча о любви, непохожести и хрупкости человеческих ожиданий, вдохновленная, по признанию автора, «Лавром» Евгения Водолазкина.
Афина Актипис. «Практическое руководство на случай апокалипсиса. Как пережить конец света и подготовиться к следующему»
IndividuumПрактика проживания в начале XXI века продемонстрировала, что паника — плохая стратегия что на каждый день, что при наблюдении уникальных исторических событий. Афина Актипис, теоретик сотрудничества (и, между прочим, эксперт по зомби), объясняет, почему конец света — это еще не конец, и перечисляет все «апокалипсисы», которые человечеству удалось успешно оставить позади. А значит, есть возможность пережить и следующий. Используя теорию игр, эволюционную психологию и исторические примеры, автор доказывает: главное — не индивидуальные запасы консервов и туалетной бумаги, а способность людей объединяться. И да, укулеле в тревожном чемоданчике может оказаться не такой уж бесполезной вещью.
«Неизвестный Андерсен: сказки и истории»
«Городец»Ханс Кристиан Андерсен — это не только «Русалочка», «Снежная королева» и «Гадкий утенок». Это еще примерно 150 сказок, которые вошли в его знаменитые сборники «Сказки, рассказанные детям» и были опубликованы в нескольких томах с 1835 по 1842 год.
Составитель этого сборника, специалист по творчеству Андерсена Андрей Коровин, объединил в издании 16 малоизвестных историй датского сказочника в современных переводах Ольги Дробот, Норы Киямовой, Елены Красновой и Нины Федоровой и дополнил их уникальными иллюстрациями Оскара Клевера, созданными в Царском Селе, в лагере в Конице в 1941–1942 годах и Ленинграде в начале 1970-х. Этот сборник — мост между поколениями: оно возвращает к истокам и одновременно открывает Андерсена заново.
Кирилл Светляков. «Советская культура. От большого стиля до первых рейвов»
МИФКак советская культура повлияла на нас сегодняшних? Кирилл Светляков — искусствовед, куратор и арт-критик, исследует искусство, кино и архитектуру СССР, прослеживая их связь с психологией и массовым сознанием. От сталинского ампира до первых рейвов 1990-х, от борьбы элитарного и массового до противостояния идеологии и личности. Книга показывает, как менялась визуальная среда и смысловые коды, формируя облик эпохи.
Елена Крижевская. «За парадными дверьми: московские особняки в фотографиях и историях»
«Бомбора»Не только художественная литература обрабатывает исторические процессы — не меньше внимания им уделяет нон-фикшн. Выходит все больше исследований повседневности, предметов и явлений, определяющих быт и среду обитания человека, открываются гостям закрытые ранее здания, а городские прогулки превращаются в охоту за утонченными фасадами и скрытыми деталями. Все это часто остается на расстоянии от любопытного взгляда — в силу, например, географических причин или по-прежнему закрытых дверей некоторых сокровищниц. Эта книга — редкая возможность заглянуть внутрь московских особняков конца XIX — начала XX века. Более 900 фотографий и 61 история — от купеческих домов с секретными молельными комнатами до особняков, стилизованных под викторианские замки. И конечно, такое издание не могло обойтись без историй людей, владевших этими домами, — московских элит своего времени.
Рёко Секигути. «Зов запахов»
Ad MarginemНовая книга Рёко Секигути — истории нескольких женщин из разных стран и эпох, рассказанные как дневники запахов, раскрывающих и характеры героинь, и роль запахов в познании мира и принятии непознаваемости его неотъемлемых частей, таких как тайна, тень, расставание и, конечно, любовь.
Творческий метод Рёко Секигути уже хорошо известен русскоязычному читателю — французская писательница японского происхождения работает с «языком эмоций». В «Нагори. Тоска по уходящему сезону» (2023) она деконструирует японское слово «нагори», обозначающее конец сезона, все позднее или запоздалое, переходящее из реальности в воспоминания. В кросс-жанровом тексте «Голос в темноте» (2024) продолжает исследовать тему времени и наших с ним отношений через переживание утраты близкого человека.
Павел Басинский. «Леонид Андреев: Герцог Лоренцо»
АСТС этой книги стартует новая серия «Редакции Елены Шубиной» — «Ж.И.Л.», которая своим названием уважительно кивает «ЖЗЛ» «Молодой гвардии», но также и показывает, что готова перехватить эстафету издания биографий известных людей.
В первой книге серии Павел Басинский, дважды лауреат «Большой книги», рассказывает о Леониде Андрееве — одном из самых загадочных писателей Серебряного века. Выходец из Орла, он покорил литературную сцену, дружил с Горьким, но позже стал его врагом. После революции Андреев оказался в эмиграции и вскоре был забыт своими современниками. Басинский исследует его судьбу и размышляет, почему писатель, предвидевший катастрофы XX века, так быстро исчез из литературного поля.
Ольга Чередниченко. «Окаянные гастроли»
«Эксмо»1913 год, Российская империя. Юная Шурочка Алексеева, мечтающая стать актрисой, сбегает с труппой Григория Рахманова, даже не подозревая, что режиссер проводит опасные эксперименты на своих актерах. Гастроли оборачиваются путешествием в мир шаманов, тифозных поездов, войны и революции. Чередниченко мастерски соединяет магический реализм с исторической прозой, превращая реальность в сцену, на которой все подчинено театральному ритуалу.
Прошлое и его осмысление в художественной форме — одна из ключевых тем литературного процесса последних 30 лет, требующая скрупулезной работы с архивами, а если посчастливится, то и со свидетелями описываемых событий. Но если свидетели ушли навсегда, это не значит, что их истории утеряны, это лишь делает исследования сложнее — но и увлекательнее.
Катя Тарасова. «Кактус Леонова. Записки япониста о важном и разном»
«Лайвбук»Книга Кати Тарасовой описывает мир глазами переводчицы, чья работа выходила далеко за рамки привычного: она сопровождала премьер-министра Японии, организовывала тур «Ночных снайперов» и даже год проработала на автозаводе в Тольятти.
Это не просто самоироничные записки о путешествиях, друзьях и неожиданных встречах — вошедшие в сборник эссе работают как хороший нон-фикшн: через личные истории они расширяют представления о мире, раскрывают неожиданные грани профессий, отношений, человеческой психики и напоминают, что жизнь — удивительная и непредсказуемая штука.
Дмитрий Данилов. Imagine
АСТКак и в своих драматических и прозаических произведениях, в этом стихотворном сборнике Дмитрий Данилов снова проводит нас по привычной реальности туда, где становится неуютно и вдруг обнаруживаешь пустоту под ногами.
В новый сборник вошли стихи, написанные с 2017 по 2024 год, в которых Данилов сосредоточился на повседневности и зафиксировал ее, превратив в чистый экзистенциальный ужас, но сделал это мягко и почти нежно.
Си Джей Скьюз. «Дорогуша»
«Дом историй»Черный юмор, социальная сатира и абсолютная ярость — так кратко можно описать роман-бестселлер «Дорогуша», ставший в прошлом году основой обласканного критиками и зрителями одноименного сериала. Рианнон, главная героиня романа, ведет необычный список, куда записывает всех, кого следует убить: от грубого водителя, подрезавшего ее на дороге, до бойфренда-изменника. Вопрос о том, сможет ли она сохранить этот список в секрете, не стоит — тайное обязательно станет явным, но как именно? Судя по количеству оценок и ревью на Goodreads, завораживающе для читателя на протяжении всех 500 страниц романа.
Книга выходит в эксклюзивном оформлении специально для ярмарки «Non/fiction. Весна» — с оригинальной суперобложкой, премиальной бумагой и подарком за покупку.
Саманта Харви. «По орбите»
NoAgeРоман, действие которого происходит в течение 24 часов. Астронавты из России, США, Китая, Японии, Великобритании и Италии находятся на борту Международной космической станции.
«По орбите» — миниатюрный, философский и пронзительный роман, ставший лауреатом прошлогодней Букеровской премии. Написанный с полифонической ритмикой, напоминающей «Волны» Вирджинии Вулф, он заставляет задуматься о масштабе Вселенной и о том, насколько драгоценна каждая жизнь — словом, напрямую связан со «звездным небом над нами» из классического афоризма Канта и, по признанию космического инженера Александра Хохлова, с реальными размышлениями космонавтов о месте человека в космосе.
Мария Ларреа. «Люди из Бильбао рождаются где захотят»
«Подписные издания»Исходной точкой этого романа стала история самой писательницы. Мария, главная героиня, узнает, что ее жизнь, с таким трудом вырванная из-под родительского контроля и перестроенная согласно личным представлениям о прекрасном, основана на лжи, и начинает расследование, которое уводит ее из богемного Парижа в коррумпированные структуры постфранкистской Испании. Смена сцен, почти кинематографический ритм и детективный саспенс — неудивительно, что роман уже получил несколько престижных французских и испанских литературных премий, в том числе Prix du Premier Roman и Prix Roman France Télévisions, был адаптирован для театральной сцены и постепенно захватывает внимание читателей по всему миру — теперь и в переводе на русский язык.
Янь Лянькэ. «Сны деревни Динчжуан»
«Синдбад»В начале 1990-х китайское правительство запустило кампанию по сбору донорской плазмы, и тысячи крестьян, соблазнившись обещаниями легких денег, массово сдавали кровь. Из-за антисанитарии это обернулось эпидемией ВИЧ, унесшей жизни целых деревень. Янь Лянькэ три года изучал истории пострадавших, но вместо документального исследования написал роман, отдавая себе отчет в том, что его работа не пройдет цензуру.
Сегодня этот текст — больше чем просто художественное осмысление трагедии. Это память, зафиксированная вопреки запретам, рассказ о людях, которых уже нет и о которых, возможно, не захотели бы вспоминать, если бы не эта книга.
Наталия Семенова. «Амбруаз Воллар. Открыватель талантов»
«Слово»Человек, который понимал искусство лучше самих художников, Амбруаз Воллар первым начал покупать работы Сезанна, когда никто в него не верил, и он же открыл публике полотна Гогена, Матисса, Пикассо, Ван Гога.
Но как человек, одержимый живописью, сам стал частью детективной истории, которые всегда кружат вокруг больших талантов и еще больших денег? Наталия Семенова годами изучала архивы и обнаружила невероятные совпадения, которые привели ее к написанию первой литературной биографии Воллара.
Мария Фернандес-Миранда. «Загадка по имени Кристобаль Баленсиага»
«Колибри»За последние два года модная индустрия все больше напоминает древнюю тектоническую плиту, вспомнившую, что и она способна на динамику: уходят креативные директора, меняются владельцы брендов, зажигаются новые звезды. Кажется, никогда еще обращение к истории моды не было так актуально, ведь она помогает понять, как все началось и через что уже удалось пройти без потерь или с минимальными последствиями.
Кристобаль Баленсиага, основатель собственного модного дома, создавал платья, которые до сих пор копируют и изучают в институтах, но сам при этом оставался почти невидимкой. Его называли «монахом высокой моды» и даже сомневались в его существовании. Журналистка и спикер TED Мария Фернандес-Миранда воссоздает восемь ключевых эпизодов жизни Баленсиаги: от детства в баскском городке Гетария до закрытия дома Balenciaga. Это не просто биография, а художественное переосмысление истории человека, который менял мир моды, оставаясь в тени.
Текст: Елена Чернышева