Большинство гуляет рядом с величественными входами в парк или воротами на улицах города, но задержаться под их сводами все-таки стоит. Рассказываем о главных арках Москвы с музеем, смотровой площадкой и старинными легендами.
Арки на ВДНХ
пр-т Мира, 119
Сергей Карпухин/ТАСС
В первые годы работы выставки главным был вход со стороны улицы Сергея Эйзенштейна, здесь же была и арка, причем не одна. Первую возвели в 1937 году по проекту архитектора Вячеслава Олтаржевского. На ней не было никаких барельефов, поэтому комиссия посчитала ее слишком простой, и арку снесли. Вторую на этом же месте построил Леонид Поляков — автор проекта станции метро «Курская». Арка сохранилась до наших дней: сегодня она стоит вплотную к павильону № 75 у Северного входа.
Статус главной у нее забрали уже через 15 лет: выставку расширили и парадный вход построили на нынешнем месте. Проект в сталинском ампире доверили Иннокентию Мельчакову. Получилось строение длиной с три футбольных поля, а высота спроектирована так, чтобы сквозь центральный проем было видно павильон № 1. Главное украшение арки — наверху: скульптура «Тракторист и колхозница».
Русалочьи и Фигурные ворота в Царицыне
ул. Дольская, 1
Tsaritsyno-museum.ru
Фигурные ворота — одна из первых построек Василия Баженова в вотчине императрицы Екатерины Великой. Они отделяют дворцовую часть от парковой. Название придумал сам архитектор — благодаря затейливым формам и декору. Второе название — Виноградные — появилось в середине ХХ века благодаря виноградной грозди в проеме арки. По бокам — две башни с зубчатыми навершиями, которые напоминают царский венец.
Раньше декор ворот был еще более романтическим: вазы, амуры и пара фигурок мопсов, одна из них сейчас хранится в Музее архитектуры имени А. В. Щусева.
В музее-заповеднике есть еще одна арка, но подойти к ней поближе можно только зимой. Дело в том, что Русалочьи ворота находятся на острове посреди Верхнего Царицынского пруда. А название их появилось благодаря летнему театру Екатерины II: якобы на остров вел тайный ход, по которому на сцену взбирались актрисы, будто русалки из воды.
Арка здесь появилась уже после смерти императрицы — в 1804 году по проекту Ивана Еготова. И выглядела она иначе: под ней проходила протока. Так что каждая влюбленная пара Москвы мечтала проплыть под ее сводами на лодке.
Триумфальная арка
Кутузовский проспект
ИТАР-ТАСС
Сейчас однопролетная арка находится на Кутузовском проспекте, прямо около станции метро «Парк Победы». Но это не первоначальное ее местоположение. Она появилась еще в 1834 году на площади Тверская Застава и заменила построенные за 20 лет до этого деревянные ворота. Новая арка архитектора Осипа Бове была облицована белым камнем, украшена скульптурами и увенчана колесницей с богиней победы Никой.
На рубеже веков под сводами проходил электрический трамвай. В 1936 году арку разобрали, а в середине 1960-х восстановили на новом месте по старым фотографиям и чертежам — теперь ее так и хочется рассматривать! На карнизе по периметру заметите гербы 36 городов и губерний, которые воевали с Наполеоном, а над колоннами — женские фигуры — символы храбрости. Это все увидите даже ночью благодаря подсветке.
Главный вход Парка Горького
ул. Крымский Вал, 9
@gorkyparkmsk
Еще одну арку можно найти, если гулять по Крымскому Валу, рядом с парком «Музеон». Пропустить 18-метровое сооружение и одновременно центральный вход Парка Горького непросто. Оно опирается на 24 колонны и два пилона по бокам. Ворота появились в 1955 году по проекту Георгия Щуко и Анатолия Спасова. Внутри в разное время находились дирекция парка, кино- и фотостудия, поэтому обычным москвичам вход туда был закрыт.
Все изменилось десять лет назад — арку укрепили и обновили, внутри открыли музей истории парка, а на крыше — смотровую площадку. С высоты открывается вид на центр города, Воробьевы горы и комплекс «Москва-Сити».
Воскресенские ворота
Красная площадь
Игорь Генералов/ТАСС
Ворота появились на берегу реки Неглинки еще в середине XVI столетия. И тогда они выполняли охранную функцию: их запирали на ночь и открывали с наступлением дня, когда начиналась торговля в местных лавках.
Горожане называли ворота по-разному, но чаще всего по имени реки — Неглинными. Было и второе название — Курятные, поскольку стояли у курьи реки, то есть русла. В XVII веке царь Алексей Михайлович встречал у ворот копию иконы Иверской Божьей Матери, затем на этом же месте поручил построить часовню. С тех пор появилось еще одно название ворот — Иверские. В советскую эпоху их демонтировали, а в 1990-е годы восстановили и назвали Воскресенскими.
Сейчас недалеко от арки находится нулевой километр, где нужно загадывать желание: встаете в центр металлических пластин и бросаете монетку через плечо.
Фото: Tsaritsyno-museum.ru