14 ноября в Музее П. И. Чайковского пройдет десятый, юбилейный музыкальный спектакль «Рахманинов-Шаляпин — два гения вне времени», поставленный к 150-летию музыкантов. Узнали у его создателей о том, как они работали над ним и кому точно стоит на нем побывать (спойлер: всем!).Ольга Свешникова
художественное слово, ведущая творческих встреч, концертов, чтец
Родилось все в 2023 году, в год юбилея двух великих маэстро, мы захотели сделать спектакль, посвященный двум юбилярам — Сергею Рахманинову и Федору Шаляпину в Доме-музее Ф. И. Шаляпина (филиале Российского национального музея музыки), который вскоре закрывался на длительную реконструкцию. Разница в рождении мэтров — два месяца. Дарья Клименко меня подтянула к этой идее. Она занялась подбором музыкальной части, а я засела за книги и дневники, чтобы сделать из этого проекта не просто концерт, а спектакль, в котором бы показали этих музыкантов не только как гениев, но и как простых людей.
Сначала мы задумали просветительский проект для широкой публики, чтобы привлечь ее внимание к классической музыке, к истории, заинтересовать и подвигнуть после концерта самостоятельно почитать и послушать. А оказалось, что на самом деле люди, которые уже знают много о классике, любят ее, стали нашими почитателями и даже друзьями.
Первый спектакль был сделан очень необычно: четыре женщины на сцене рассказывали про двух гениев. Мы сыграли постановку в Музее Шаляпина дважды и поняли, что она всем нравится, что актуальность темы не ограничится юбилейным годом и что со спектаклем надо работать. И дальше мы начали его изменять в том или ином виде, пока не пришли к тому, что есть сейчас, — мы выступаем с прекрасными пианистом и басом.
Дарья Клименко
меццо-сопрано
Версия спектакля, которую мы будем играть десятый раз в Музее Чайковского, — это та, с которой мы уже несколько раз выступали, в том числе недавно в Ташкенте и Бухаре. Ну а теперь в Музее П. И. Чайковского в Москве. Чайковский как персонаж, кстати, совсем не чужд этим двум гениям.
Наши спектакли — это переплетение содержательной и музыкальной части. Концерт не строится по принципу «объявить произведение и исполнить его». Мы даже не объявляем никогда эти произведения. Для этого есть программки, чтобы зрителю было удобнее ориентироваться. На сцене мы не говорим, что сейчас прозвучит Рубинштейн, романс «Ночь». Просто речь, например, идет о Рубинштейне, его связи с жизнью Рахманинова, Шаляпина. И вслед за этим звучит произведение Рубинштейна. Так, я исполняла романс «Ночь» Рубинштейна на стихи Пушкина, а с появлением баса мы заменили его арией Демона из оперы «Демон» Рубинштейна, которую исполнял Шаляпин.
Проект постоянно меняется, он живой. Мы смотрим, чтобы это не было скучно, чтобы не было однотонно, в том числе и для самих исполнителей. В репертуаре у нас есть и городской романс, и народные песни, и опера, а пианист играет отдельные композиции Рахманинова, Чайковского и других композиторов.
В нашем быстро меняющемся мире, нужно сохранять то постоянное и вечное, что несет нам классическая музыка. Засилье сиюминутного, напускного, проходящего и неважного не позволяет нам остановиться и заглянуть к себе в душу... Концерты классической музыки как раз и позволяют взять тайм-аут и заняться своим внутренним, настоящим... Вспомнить, что человек создан не только для материального, но в основе своей для духовного.
Эта программа в реалиях сегодняшнего времени как никогда актуальна и ценна. Мы напоминаем обществу о том, что жили два великих и гениальных человека, которые были каждой клеточкой своего тела и души исконно русскими людьми. И невозможно представить мировую культуру — исполнительскую и композиторскую — без этих двух имен: Рахманинова и Шаляпина. Это два великих гения, которые опередили свое время и задали вектор развития на долгие-долгие годы вперед.
Мы скоро едем в Ясную Поляну, и Толстой сказал, что музыка — это язык, на котором Бог разговаривает с человеком. Это глубочайшая мысль. И она тоже лежит в основе программы, которую мы делаем.