Абстракция, авангард и передвижники: главные московские выставки ноября

Абстракция, авангард и передвижники: главные московские выставки ноября

Свежий взгляд на авангард и передвижников, переосмысление русского культурного кода, неожиданное современное искусство. В разгар межсезонной серости скрасить время помогут яркие выставки. Собрали шесть свежих проектов, которые можно увидеть в городе в ноябре.

«Передвижники»

Абстракция, авангард и передвижники: главные московские выставки ноября

Илья Репин. Не ждали. Государственная Третьяковская галерея

Посетителей самой ожидаемой выставки года — «Передвижников» в Третьяковке — встречает игривая инсталляция Николая Полисского. Его озорные деревянные грачи неслышно перекрикиваются со своими собратьями на хрестоматийной картине Саврасова, висящей рядом. Этот мостик с современностью — единственная вольность, которую позволили себе кураторы. В остальном выставка носит подобающий статусу музея серьезный характер.

Этим проектом Третьяковка открыла выставочную программу своего нового корпуса неслучайно. Пик популярности участников Товарищества передвижных художественных выставок совпал с самым активным периодом формирования коллекции Павла Третьякова. К 1898 году четверть из полутора тысяч работ в его коллекции была куплена на передвижных выставках.

«Передвижники» с порога поражают размахом (150 работ) и впечатляющим списком имен (Репин, Шишкин, Поленов, Васнецов, Куинджи и другие), представленных безусловными шедеврами. Большинство из них происходит из собственного собрания, но есть и неожиданные привозные вещи, например заставляющие вспомнить Моне «Ненюфары» (водяные лилии) Левитана, приехавшие из Астрахани.

По-новому на знакомые с детства работы помогает взглянуть деление на разделы. К примеру, такие разные картины, как «Не ждали» Репина, «Неизвестная» Крамского и «Утро стрелецкой казни» Сурикова, стали частью секции «Между реальностью и метафизикой». Зрителю предлагается выйти за рамки знакомого сюжета и задуматься над вечными вопросами.

Третьяковская галерея, Кадашевская наб., 12
До 6 апреля 2025 года, билеты по 800 рублей


«Вещи и видения»

Абстракция, авангард и передвижники: главные московские выставки ноября

Ирина Старженецкая. Четверо в саду. 1989

Начав год с празднования 90-летия своего основателя Зураба Церетели, Московский музей современного искусства плавно подобрался к собственному юбилею. За 25 лет работы в коллекцию ММОМА вошло десять тысяч произведений, которые охватывают временной период от начала ХХ века до наших дней.

Знакомство с жемчужинами коллекции начинается с работ, задающих сквозную тему экспозиции: осмысление недавнего прошлого и будущего музея как институции — порой серьезное, порой ироничное. Уже в первых залах снимки Николая Чадаева, сделанные в ММОМА во время реставрации середины 1990-х, соседствуют с отсылками к русскому авангарду и шуточной попыткой Павла Пепперштейна заглянуть в 3713 год. Два раздела посвящены хранению и реставрации музейных произведений.

Экспонаты из музейных фондов дополняют отдельные работы, предоставленные художниками специально для выставки. К их числу относится невероятно эффектная «Старая радуга» Владимира Чернышева. Написанная водоэмульсионной краской на стене нижегородского сарая (на выставке — ее фрагмент), она заметна с расстояния, но исчезает при приближении к работе, уступая место несовершенствам стареющего дерева. Поискам подходящей формы для исторического высказывания в современном искусстве посвящена работа Егора Кошелева «Окно 93», осмысляющая память о штурме Белого дома. В галерейное пространство между залами вынесены шедевры ХХ века — работы Казимира Малевича, Александра Родченко, Давида Бурлюка и Павла Челищева, которого нечасто можно увидеть на российских выставках.

ММОМА, ул. Петровка, 25
До 23 марта 2025 года, билеты по 350 рублей


«Люба, Любочка. Любовь Сергеевна Попова. 1889–1924»

Абстракция, авангард и передвижники: главные московские выставки ноября

Любовь Попова. Живописная архитектоника. Слободской музейно-выставочный центр

Первую за 35 лет выставку о Любови Поповой Еврейский музей готовил совместно с Третьяковской галереей и проектом «Энциклопедия русского авангарда». Собрать удалось под 300 работ самой художницы и ее современников. Благодаря вписанности Поповой в отечественный и общемировой художественный контекст экспозиция прекрасно работает как визуальный справочник «Кто есть кто в авангардном искусстве рубежа XIX и ХХ веков». Попова увлекалась творчеством Пикассо и Врубеля, училась у Метценже и Татлина, выставлялась с Малевичем и Розановой, ездила в Париж с Удальцовой и путешествовала по Италии с Мухиной, оформляла революционные постановки Мейерхольда.

Основные залы с главными кубофутуристическими композициями Поповой (особый интерес представляют двусторонние полотна, экспонируемые в нишах-окнах) чередуются с камерными залами с богатыми и ярко поданными биографическими материалами. По словам друзей художницы, она особенно гордилась своими театральными и текстильными экспериментами, которым посвящены отдельные залы. «Ни один художественный успех не доставлял ей такого глубокого удовлетворения, как вид крестьянки или работницы, покупающих себе на платье кусок ее материи», — писал Осип Брик.

Еврейский музей и центр толерантности, ул. Образцова, 11, стр. 1а
До 27 февраля 2025 года, билеты по 700 рублей


«Трын*Трава»

Абстракция, авангард и передвижники: главные московские выставки ноября

Лена Романовская

В седьмой раз в Москве проходит выставка «Трын*Трава», снова пытающаяся ответить на вопрос о том, какие формы может принимать русский культурный код в современном дизайне и декоративно-прикладном искусстве. На этот раз проект объединил порядка 200 работ отечественных художников, скульпторов, дизайнеров, декораторов, специалистов по текстилю и керамике (всего около 90 имен).

Хотя подзаголовок «Современный русский стиль» и звучит довольно общо, в китчевую эстетику а-ля рюс скатываются очень немногие работы. Если уж кружево, то в виде напечатанного на 3D-принтере необычного бра или сотканного из стальной проволоки макета вологодского дома. А если валяная шерсть, то в виде яркой абстракции. Еще из неожиданного — стеллаж из обработанных огнем деревянных колод для содержания пчел или серия рамок работы двоюродной праправнучки Василия Поленова.

Выигрывает выставка и от выбора локации: проект третий год подряд проходит в музее-усадьбе Муравьевых-Апостолов. Историческое здание в стиле московского классицизма, чудом уцелевшее в пожаре 1812 года, было заново открыто после бережной реставрации в 2013 году. Застекленные фрагменты оригинального деревянного сруба и аутентичные барельефы стали отличным фоном для разговора о русском стиле.

Музей-усадьба Муравьевых-Апостолов, ул. Старая Басманная, 23/9, стр. 1
До 20 ноября, билеты по 500 рублей


«А ларчик просто открывался»

Абстракция, авангард и передвижники: главные московские выставки ноября

Никита Пирумов. Работа из проекта «А ларчик просто открывался»

После отгремевшего в конце октября 12-го выпуска ярмарки Cosmoscow в столице осталось немало отголосков этого смотра современного искусства. Один из них — камерный и вместе с тем амбициозный персональный проект Никиты Пирумова в галерее ISSMAG. Серию работ нижегородского художника в московский гараж-бокс, расположенный неподалеку от сада «Эрмитаж», привезла петербургская Marina Gisich Gallery, представляющая Пирумова с 2023 года.

Название проекта позаимствовано из басни Крылова, которая, как показалось художнику, заканчивается на самом интересном месте: опытный мастер так и не смог открыть принесенный ему ларец. Решившись устранить этот клиффхэнгер, Пирумов создает несколько собственных ларцов — масштабных деревянных коробов наподобие платяных шкафов. Дверцей каждой конструкции служит картина, отодвинув которую можно обнаружить спрятанную за дополнительным занавесом графику.

За интересным техническим решением скрывается тонкое исследование тем тревоги, психологической травмы и абьюза (героиней большинства работ выступает девочка-подросток). Новая серия стала продолжением начатого Пирумовым еще в прошлом году проекта «Ширма безопасности». Опираясь на свой театральный бэкграунд, художник вынес в название отсылку к противопожарному занавесу в театре: массивная железная конструкция эффектно опускается при задымлении, разделяя сцену и зрительный зал.

Галерея ISSMAG, Малый Каретный пер., 9/1
До 30 ноября, вход бесплатный (уточняйте время работы выставки у организаторов)


«Энергия цвета»

Абстракция, авангард и передвижники: главные московские выставки ноября

Руди Молачек. Без названия

В одном из двух пространств Sistema Gallery собрано 15 живописных полотен австрийского художника Руди Молачека. Свою карьеру он начинал как фотограф, в 1980-е сотрудничал с издававшимся Энди Уорхолом Interview Magazine. В 1990-х стал одним из пионеров компьютерной графики, создавая масштабные геометрические композиции на компьютере и распечатывая их на баннерной ткани.

Заниматься живописью Молачек начал по совету друзей-художников, сразу же уйдя в яркую абстракцию. Пишет он быстро и легко, практически ничего не исправляя. Зато созданию каждой работы предшествует длинный подготовительный период. Художник признается: чтобы взять в руки кисть, ему нужно полностью отключить критическое мышление. Такой подход во многом стал результатом опыта Молачека в фотографии. В отличие от других фотографов, которые делают сотни кадров, а затем выбирают из них наиболее удачные, он предпочитает щелкнуть затвором всего пару раз, почти наугад, позволяя случаю вмешиваться в творческий процесс.

Sistema Gallery, Бобров пер., 4, стр. 4
До 30 ноября, вход бесплатный

Текст: Александр Быковский

Фото: Андрей Бартенев. Инопланетяне. 2004. Предоставлено пресс-службой ММОМА

Звездные новости, рецепты столичных шеф-поваров и последние тренды — на «Дзене»

Подписаться

Новости