Форма поиска по сайту
Все материалы

Шарф — 30 метров, а длина шага — 10,5: прочитайте отрывок про скульптуру «Рабочий и Колхозница»

В издательстве «Бослен» вышла книга Павла Нефедова «Выставки и трофеи. Выставки Москвы. XX век». Публикуем отрывок про то, как стаую «Рабочий и Колхозница» перевозили в 28 железнодорожных вагонах в Париж и как по пути пришлось распаковывать ящики и дополнительно распиливать фрагменты.

«На днях я видел необыкновенную скульптуру — группу, которая должна увенчать советский павильон на Парижской всемирной выставке. Эта скульптура, исполняемая Верой Мухиной, изображает молодых рабочего и работницу, которые в стремительном порыве высоко поднимают перед собой символы рабоче-крестьянской власти — серп и молот. Скульптура скоро будет отправлена в Париж. Трудная композиционная задача постановки рядом двух фигур, которые должны дать единое цельное впечатление, разрешена Верой Мухиной превосходно. Глядя на эти молодые лица, крепкие, выразительные и полные воодушевления, на эти сильные и уверенные в своем стремлении вперед стройные фигуры, вы ощущаете одно слитное, живое олицетворение нашей чудесной советской юности. Откинутая назад свободная рука юноши, почти оторвавшиеся от земли ступни ног, устремленный вперед торс и откинутые назад развевающиеся складки юбки девушки, ее выразительно поднятые руки — все это сливается в одном порыве, в стремительном движении, отлично гармонируя с общей архитектурой павильона».

Это описание скульптурной группы «Рабочий и колхозница» относится к 1937 году и принадлежит архитектору Григорию Бархину. Как видно, первоначально скульптуру воспринимали как символ советской молодежи, символ новизны и движения вперед.

Скульптурная группа предназначалась для советского павильона на Всемирной выставке 1937 года в Париже. Это была первая всемирная выставка, в которой участвовал Советский Союз. Дореволюционная Россия принимала активное участие в нескольких всемирных выставках, в том числе в Париже, но в 1937 году впервые представилась возможность максимально ярко продемонстрировать образ нового социалистического государства и его нового искусства.

«Но не только художественными качествами замечательна скульптура Мухиной. Зритель не в меньшей степени поражается здесь и техникой исполнения. Группа сделана полой, из нержавеющей стали, на металлическом жестком каркасе. Легенды о гигантских скульптурах древности воплощаются в действительность, когда вы смотрите на лежащую на земле руку девушки толщиной около метра, на кисти рук величиной в два метра и на часть юбки, напоминающей корабельный остов. Когда вы заглядываете внутрь пустой гигантской скульптуры и видите сложный металлический остов, опутанный толстыми прутьями железа, вы удивляетесь не только мастерству скульптора, но и искусству инженера, искусству наших рабочих»,— продолжал Григорий Бархин в своей статье.

Проект парижского павильона создал архитектор Борис Иофан, ему же принадлежал эскиз гигантских фигур с серпом и молотом. Скульптор Вера Мухина воплотила этот образ в металле. Она вспоминала:

«Я опасалась гигантских размеров группы и свойств нержавеющей стали — материала, предложенного архитектором Иофаном и совершенно нового для скульптуры. Но при первой же пробе я была побеждена пластическими качествами стали. Не оставалось и тени сомнения в качестве материала, избранного архитектором. В отношении размеров тоже были необходимы бесконечные опыты. Пришлось положиться на интуицию, так как у нас не было примеров скульптуры таких грандиозных размеров. В правильности нашего решения мы убедились только в конце, когда статуя, установленная на месте, подчеркнула своими формами и своей композицией динамизм горизонтальных линий здания».

Каркас изготовили на заводе «Стальмост», расположенном на окраине Москвы, на Перовском шоссе. Кстати, этот же завод двумя годами позже изготовил металлоконструкции для павильона «Механизация» на ВСХВ (сегодня это павильон «Космос»).

Изготовлением и сборкой статуи занимался опытный завод Института машиностроения и металлообработки (ЦНИИМАШ) под руководством профессора Петра Львова. Он являлся автором технологии контактной точечной электросварки нержавеющей (хромоникелевой) стали и всячески пропагандировал универсальные свойства этого легкого и прочного материала.

Благодаря смелому выбору материала статуя «Рабочий и колхозница» приобрела свой выразительный облик, созвучный индустриальной эпохе. Это же обстоятельство создало многочисленные риски при транспортировке статуи в Париж. Статую невозможно было разобрать на какие-либо логически обоснованные детали — фигуры пришлось разрезать «по живому». Получилось 65 фрагментов, которые погрузили в 28 железнодорожных вагонов и отправили в Париж. Известна история о том, как по пути на территории Польши выяснилось, что некоторые части статуи по габаритам не проходят через железнодорожный тоннель. Пришлось распаковать ящики и дополнительно разрезать автогеном отдельные фрагменты. Все эти злоключения аукнутся, когда статуя вернется в Москву.

Основные размеры скульптуры

Высота — 24,5 м Вес — 75 тонн Длина развевающегося шарфа — 30 м Длина шага — 10,5 м Длина руки рабочего — 8,5 м Размер ступни — 3 м

В Париже «В современной мировой скульптуре эту работу нужно считать исключительной, скульптура оставляет впечатление великой силы и смелости, которые вполне соответствуют созидательному творчеству Советского Союза... Лично меня в этом произведении больше всего радует то ощущение силы, здоровья, молодости, которое создает такой замечательный противовес чахоточной скульптуре западноевропейских эстетов», — писал Франс Мазерель, бельгийский художник, последовательный критик буржуазного образа жизни, известный своими левыми взглядами. Помимо «западноевропейских эстетов», у советского павильона был реальный противник — прямо напротив стоял павильон Германии, увенчанный нацистским гербом. По свидетельству современников, в этом спонтанном противостоянии однозначно выигрывала советская скульптура.

Советское руководство расценило парижский павильон как несомненный успех. Сила художественного образа создавала у международной аудитории ощущение уверенности и исторической правоты советской власти. Комиссар советской экспозиции Иван Межлаук в статье под характерным заголовком «Лучший павильон — советский» приводил восторженные цитаты из книги отзывов, оставленные посетителями павильона:

«Советская Россия может рассчитывать на благодарность и восхищение всех народов, так как она доказала, на что способен пролетариат, освободившийся от капиталистической эксплуатации».

«Павильон Советского Союза приводит своим величием и красотой врагов Советского Союза в бешенство».

«Духовенство, банкиры, роялисты, фашисты кипят в гневе. Это доказывает, дорогие товарищи, что вы на правильном пути».

«Сердечное спасибо гордой стране. Как бы я желал, чтобы ты была моей родиной!»

По слухам, во Франции даже возникла идея оставить «Рабочего и колхозницу» в Париже. Был поставлен вопрос о сборе средств, чтобы выкупить ее у советского правительства. Интересно пофантазировать, как сложилась бы судьба «Рабочего и колхозницы», останься она в Париже. Не будем забывать, что очень скоро началась Вторая мировая война. Уже в июне 1940 года Париж оккупировали нацисты. Совершенно ясно, что они уничтожили бы «Рабочего и колхозницу» в первую очередь. Скульптурная группа могла стать самым масштабным произведением искусства, разрушенным немцами во время войны. К счастью, этого не произошло.