В издательстве «Бомбора»
вышла книга Александра Серова «Ветер перемен: музыка перестройки и постперестройки». В ней автор рассказывает о первых столичных рок-клубах, создании хитов вроде «Вишневой девятки» и стиле того времени. Прочитайте отрывок о том, как москвичи добывали фирменные «ливайсы», и о Викторе Цое, который ввел черный цвет в моду.
Просматривая фотографии перестроечных времен, мы обязательно увидим пару-тройку человек, которые на каком-либо мероприятии одеты в спортивные костюмы: ярких цветов, из дешевой синтетической ткани, с вставками-полосами контрастного цвета на рукавах и груди. Такие костюмы тогда действительно носили очень многие, не потому, что считали красивыми, а от безысходности, они продавались везде и по доступной цене. А вообще, спортивная тема в нашей моде появилась задолго до перестройки. Например, свой вклад в нее внесли Олимпийские игры 1980 года. Тогда наши спортсмены смогли примерить продукцию фирмы Adidas, а в СССР начали массово производить кеды, очень похожие на адидасовские. Впрочем, кеды у нас были популярны и до того. А в парикмахерских многие девушки и женщины просили сделать модную стрижку «олимпия».
Во время Олимпиады у наших людей была возможность поближе познакомиться с тем, как одеты заграничные гости, и у них перенимали стиль сафари, расширенную линию плеч; да и собственно цвета одежды в 1980-х годах стали у нас более яркими и светлыми.
Конечно же, не теряли популярности джинсы. Считается, что наши люди впервые познакомились с ними во время Всемирного фестиваля молодежи в 1957 году, и с тех пор штаны, которые изначально были рабочей одеждой, стали предметом мечтаний модников.
Добыть настоящие, фирменные американские «ливайсы» или что-то подобное для простого обывателя было практически нереально; во-первых, приходилось обращаться к фарцовщикам, что было чревато, а во-вторых, платить им невменяемые для фирменных образцов деньги. Ситуацию немного спасали индийские или болгарские джинсы, а еще отечественный аналог под названием «Тверь». Конечно, это было не совсем то, но и за такими штанами выстраивались очереди. С отечественными джинсами, кстати, связана забавная история: как известно, для фирменных образцов используется краситель индиго, который в легкой промышленности относится к нестойким. Советские ГОСТы запрещали их использовать, поэтому, когда был разработан отечественный аналог джинсовой ткани и красителя, на выходе получилось нечто странное — то ли фиолетовое, то ли серое. Зато относительно прочное. Плотный синий цвет удалось получить далеко не сразу. Как известно, настоящие джинсы должны иметь легкий эффект потертости. Чтобы достичь его, индийские, болгарские или отечественные джинсы терли пемзой или наждаком, а когда в моду вошла «варенка», тысячи подростков, юношей и девушек, оккупировали родные кухни, наливая в кастрюли различные едкие отвары — от уксуса до хлорки — и кипятя в них джинсы для достижения модного «мраморного» эффекта.
Вы очень молоды и не застали слово «варенка»? Попросите маму показать вам самые известные фото поп-звезд того времени, например того же Юры Шатунова. Он и его «одногруппники» часто фотографировались одетыми в «варенку» с головы до ног. Еще один модный предмет, соответствующий времени, — брюки-бананы: широкие вверху, со складками у пояса и зауженные книзу. Они часто шились из ярких тканей. И джинсовые «бананы», кстати, тоже были. Любители шили себе «бананы» на все случаи жизни: на лето — из тонких тканей, на зиму — из более плотных шерстяных.
А носить как «бананы», так и мини-юбки, и многое другое можно было с джемперами кроя «летучая мышь». Такие рукава, очень широкие в пройме, были удобны: не стесняли движений и при случае помогали скрыть лишние наеденные килограммы.
Кстати, еще один интересный факт. Определенные модные пристрастия соответствовали конкретным стилям в музыке. Представители рока одевались в «варенку» и «бананы» крайне редко. На рок-сцене в основном царил черный цвет. Супермодным в среде своих поклонников сделали его Виктор Цой и группа «Кино». А что — стильно и, как говорили бабушки, не марко.
Многие музыканты 1980–1990-х создавали себе яркий и необычный сценический образ, который был практически неприменим к повседневной жизни, но юные поклонники все равно пытались ему подражать. Классический пример — «Алиса» и молодой Константин Кинчев, который часто перед выступлениями наносил на лицо яркий сценический грим.
В мире неформалов также становятся популярны куртки-косухи. Вернее, в этом мире они были популярны уже давно — просто до СССР и России мода добралась значительно позже. «Отцом» этой куртки из плотной кожи с расположенной наискосок молнией был Ирвин Шотт, основатель фирмы, производившей обмундирование для военных. Первоначально косуху носили в основном авиаторы и мотоциклисты — благодаря оригинальной застежке и расположенному под ней дополнительному кожаному клапану грудь была защищена от порывов ветра. В фильме 1953 года «Дикарь» в такой куртке щеголял известный актер Марлон Брандо, игравший роль хулигана-байкера; в итоге косуха стала своеобразным символом свободы и нешаблонного мышления. Косухи не теряют популярности и сейчас, правда, для широкого потребителя они изготавливаются из облегченных материалов, в том числе искусственных. Оригинальные модели делались из плотной — обычно свиной — кожи.
Притчей во языцех стали разноцветные лосины, в которые облачилась половина женского населения — вне зависимости от возраста, роста и комплекции. Вторая половина ограничивалась покупкой более нейтральных — черных — лосин. Считается, что особой популярности этой детали одежды в СССР и России способствовала уже упоминавшаяся нами группа «Комбинация». Лосины — малиновые, бирюзовые, оранжевые — носили с короткими джинсовыми юбками, с удлиненными свитерами, игравшими роль платья. Некий дуэт «Попугай» в 1993 году даже посвятил лосинам дивную песню...
Популяризировали лосины также авторы различных телепередач, посвященных фитнесу, — в 1990-е годы такие передачи транслировали многие каналы. Стоит признать, что на спортивном занятии яркие «рейтузики» в обтяжку смотрелись гораздо органичнее, чем в повседневной жизни. Старшее поколение по привычке фыркало и заявляло, что «такое носят за границей только девушки определенной профессии». Негодование у этого самого поколения вызывали также сетчатые и узорчатые колготки, которые в 1990-х годах были очень популярны.