Форма поиска по сайту
Все материалы

2000-е: вот это кадр! Каким мы запомним первое десятилетие XXI века в кино

В канун 2025 года редакция «Сити» подводит итоги и вспоминает все лучшее и интересное, что происходило в кино, музыке и гастрономии в первой четверти XXI века. Что смотрели, где отдыхали, какую музыку слушали и что ели москвичи?

В первой части спецпроекта о кино критик Иван Афанасьев рассказывает про восемь важнейших событий в истории мирового (и российского в том числе) кинематографа 2000-х.

Новый стандарт блокбастеров

Период с конца 1990-х по 2010-й стал если и не золотым веком в истории блокбастеров (как минимум сам термин родился в эпоху «Челюстей» еще в 1970-х), то уж точно серебряным. Именно в это время графические возможности в кино достигли новых высот, что позволило создавать фильмы с доселе невиданным уровнем экранного реализма. Не будет большим преувеличением сказать, что именно поэтому трилогия по «Властелину колец», особенно благодаря третьему фильму, «Возвращению короля», до сих пор является образцом того, как надо делать эпические фильмы, и просто одной из самых важных серий в истории кино. Плюс нельзя, конечно же, забывать про еще одну народную франшизу, которая зародилась и развилась именно в 2000-е, — «Гарри Поттер». Компьютерная графика и первоклассные съемки позволили создать на экране настоящее волшебство.

Новая жизнь кинофраншиз

1999-й, некоторыми определяемый как лучший год в истории кино, подарил нам целую плеяду франшиз, которые в дальнейшем активно развивались именно в 2000-е. Туда же отнесем «Мумию», «Американский пирог», «Астерикс и Обеликс против Цезаря», «Черную дыру» (первый фильм про Риддика), а если отойти на год назад — «Властелин колец: Братство кольца». Это не все примеры, но наиболее яркие. Впоследствии эта тенденция будет подкреплена успехом продолжений к таким популярным франшизам 2000-х, как «Форсаж», «Человек-паук» и «Пираты Карибского моря».

И именно успех сиквелов коммерчески выдающихся картин (не всегда сопоставимый с успехом оригинальных фильмов, хотя есть и исключения вроде «Двух крепостей») определил «франшизную» политику Голливуда на долгие годы. Хотя до этого сиквелы — за редким исключением вроде «Крёстного отца 2», — были не развитием идей оригинального фильма, а простой попыткой «срубить бабла» на куда более скромных в плане бюджета и качества, продолжениях популярных сюжетов (а-ля сиквелы к хоррорам вроде «Пятницы, 13-го»).

Сериальные блокбастеры

Говоря про 2000-е, невозможно не затрагивать события, случившиеся за пару лет до этого, в том числе неожиданный для всех и феноменальный успех телеканала HBO и его контента. Речь, конечно же, про телешоу, ставшие новой классикой на долгие годы вперед — «Клан Сопрано», «Тюрьма OZ», «Секс в большом городе», «Прослушка» и «Клиент всегда мертв». Этот успех способствовал появлению и других, любимых многими хитовых серий — «Клиника», «Остаться в живых», «Отчаянные домохозяйки», «Офис», «Во все тяжкие», «Как я встретил вашу маму», «Безумцы»… Да, представляете, все эти сериалы вышли так давно! Почувствуйте себя старым.

Ренессанс в российском кино

Нельзя не затронуть и происходящее в России, ведь именно в 2000-е начался расцвет отечественного кинематографа после «болота» в 1990-х. Началось все, конечно же, с плеяды первых блокбастеров, пускай масштабом и сборами они были и куда скромнее, чем у голливудских коллег: «Бумер», «Ночной дозор», «Бой с тенью», «Турецкий гамбит», «День выборов», «Стиляги»… Черт возьми, тогда была даже возможна такая аномалия, как арт-блокбастер. Вспомним скромную авторскую мелодраму «Питер FM», которая неожиданно собрала почти в восемь раз больше своего бюджета, во многом благодаря песне «Вне зоны доступа» группы «Город 312».

Прорыв в компьютерной анимации

Тут мы вновь вынуждены чуть вернуться в 1990-е — именно во второй половине предшествующего десятилетия вышла дилогия «История игрушек» Pixar, дочерней компании Walt Disney Studios. Это был первый большой успех компьютерной анимации, который молодая студия закрепила именно в 2000-х своими, пожалуй, наиболее любимыми произведениями — «Корпорация монстров», «В поисках Немо», «Супер-семейка»,«Рататуй», «Вверх»… Нельзя не упомянуть и еще один хит, вышедший в начале нового века — «Шрэк» еще более молодой студии Dreamworks Pictures (они появились в 1997-м, на два года позже Pixar). Сюда же стоит отнести и еще один, менее очевидный, но крайне важный пример — «Последняя фантазия: Духи внутри», анимационный фильм по мотивам серии видеоигр Final Fantasy, пускай и ставший финансовым провалом, но показавший, как далеко продвинулись технологии в «цифровке» реальных людей на экране.

Ну и не стоит забывать про предложение номинировать Энди Серкиса на премию «Оскар» за то, как он сыграл Голлума в двух частях «Властелина колец» при помощи технологии motion capture, а также «Полярный экспресс» и «Беовульфа» Роберта Земекиса. В дальнейшем компьютерная графика развилась еще больше в сторону увеличения качества спецэффектов; впрочем, есть мнение, что именно в 2000-х был достигнут баланс между реализмом и зрелищностью.

Успех корейского кино

Но в начале века о ней только начинали узнавать даже в самой стране — кассовый успех шпионского боевика «Шири» в 1997 году и новая политика в области кино стали толчком для развития национального кинематографа. Буквально из ниоткуда появились сразу несколько новых классиков кино, успехи которых были зафиксированы и на мировой арене.

Пак Чхан-ук в 2003 году снял «Олдбоя», чуть неполучившего «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах; этот фильм, как и «Воспоминания об убийстве» Пон Джун-хо, этого же года, оценил уже ставший живой легендой кино Квентин Тарантино. Плюс, конечно же, другие хиты того времени из Кореи — «Я видел дьявола» Ким Джи-уна, «Хозяин» (у нас «Вторжение динозавра») всё того же Пона Джун-хо, «38-я параллель» Кан Джэ-гю. Все это случилось в 2000-е.

Азиатская волна

И если уж мы начали разговор про Корею, то нельзя не затронуть и выход на новый, международный уровень фильмов из стран Азии. Как минимум в 2003-м вышел «Весна, лето, осень, зима... и снова весна» — и новой иконой синефилов-интеллектуалов стал Ким Ки-Дук. А в 2000-м Вонг Кар-Вай покорил мир со своим «Любовным настроением», собрав колоссальные для сложной артхаусной мелодрамы 12 миллионов долларов по всему миру (учитывая инфляцию, по нынешним меркам эту сумму можно смело умножать на три, а то и на четыре). Кстати, некоторый «буст» азиатской волне дал и успех «Убить Билла» уже упомянутого Тарантино.

Но не одним артхаусом — азиатские режиссеры стали все чаще проникать и в голливудский студийный кинематограф. Закрепившийся еще в 1996 году в Америке Джон Ву в 2000-м снял, например, «Миссия невыполнима 2». Вонг Кар-Вай в 2007-м заманил в «Мои черничные ночи» звезд Джуда Лоу, Натали Портман и Рэйчел Вайс. А в 2002 и 2004 годах вышли голливудские ремейки японских хорроров «Звонок» и «Проклятие» соответственно, и так в поп-культуре появился термин j-horror. Ну и не стоит забывать про «Оскар» «Унесенных призраками», после которого Хаяо Миядзаки превратился в один из ключевых столпов мировой анимации.

Аватар

Вообще, именно 2000-е характеризуются появлением многих режиссеров, которые в дальнейшем будут у нас ассоциироваться блокбастерами — от Кристофера Нолана и Дени Вильнева до Зака Снайдера и Гора Вербински. Но в конце десятилетия из всех стволов, аккумулируя все наработки в области компьютерной графики, на сцену триумфально, снося всех на своём пути, вышел блокбастер ветерана зрелищного кино. До сих пор ее не смог перепрыгнуть и сам Джеймс Кэмерон — сиквел «Путь воды», вышедший спустя 13 лет долгой работы, отлично показал себя в прокате, но все равно не смог перебить успех оригинала.

Афанасьев Иван