Минувший год многие ругали с точки зрения качества фильмов и сериалов. Оно и неудивительно: упали сборы, зрительские оценки становятся все ниже, засилье ремейков и рекапов всего и вся… Среди всей этой кутерьмы кинокритик Иван Афанасьев выбрал десять сериалов, которые можно назвать лучшими и крайне достойными, чтобы 2024-й ассоциировался именно с ними.«День Шакала»
Новая экранизация классического шпионского романа Фредерика Форсайта (правда, сильно отличающаяся от более каноничного фильма 1973 года) вышла идеальным сериалом про противостояние двух равных сил: спецслужб, не гнушающихся никаких средств для выполнения цели, и хладнокровного высокопрофессионального киллера в исполнении потрясающего Эдди Редмэйна. При этом создатели ставят перед зрителем неудобный, но актуальный в наше время вопрос: можно ли во имя всеобщего блага (и это касается обеих сторон) убить другого человека?
«Люди Икс ’97»
Совершенно неожиданно вместо модного в последнее время паразитирования на ностальгии поколения миллениалов мы получили едва ли не лучший мультфильм Marvel! У продолжения «Людей Икс» (впрочем, вы легко вольетесь, даже если не смотрели классический мультсериал) есть все, что нужно хорошему телешоу: увлекательный сюжет, отличные герои, роскошная рисовка, стилизованная под старину, но по-современному качественная. А главное — наконец-то команда мутантов не выглядят как лузеры на фоне более успешных коллег по комиксам.
«Мистер и миссис Смит»
Тем, кто скажет, что в сериале нет легендарной «Бранджелины», мы ответим, что фильм 2005 года тоже не оригинальный и является как минимум второй реинкарнацией сюжета о женатых шпионах. Тем же, кому важнее получить удовольствие, нежели сравнивать новых «Мистера и миссис Смит» с картиной 20-летней давности, стоит знать главное: это один из лучших сериалов о шпионах за последнее время. Смешной, грустный, мрачный и жизнеутверждающий одновременно — и с крутыми актерскими работами.
«Олененок»
Успех сериала Ричарда Гэдда стал для многих неожиданностью, включая создателя, однако тут нет ничего удивительного: мир, перегретый скандалами и насилием, нуждался в «Олененке», терапевтическом псевдоситкоме, который поговорит о такой сложной теме, как сталкинг, на доступном и увлекательном языке. Второй сезон вполне можно посвятить свежим разборкам Гэдда и его преследовательницы Фионы Харви, ибо сериал перерос себя и выбрался за пределы своей микровселенной, породив еще больше вопросов, нуждающихся в осмыслении.
«Пингвин»
Второй сериал со звериным названием — и претендент на звание лучшего, что выходило в этом году. После «Пингвина» просто невозможно смотреть, допустим, львиную долю российских сериалов — разница в продакшене просто колоссальная. Этот год однозначно принадлежит Колину Фарреллу, как минимум на ТВ, он сыграл чуть ли не лучшие роли в своей карьере. Ну и вообще, «Пингвин» — это идеальный кинокомикс для тех, кто не любит кинокомиксы, и просто веский довод поспорить на тему того, как массовое кино сдает позиции, уступая сериалам.
«Рипли»
К личности Тома Рипли, самого обаятельного и оттого опасного маньяка в мире литературы, подступали много раз и при помощи разных актеров — от Алена Делона до Мэтта Дэймона. Но впервые над хамелеоном-убийцей позволили себе так поиздеваться, выставляя напоказ мелочность любого зла. Сериал, который вызывает целую бурю эмоций — от нервного смеха до бурного негодования, от откровенного отвращения до эстетического оргазма. Равнодушных не будет.
«Сёгун»
Благодаря новой экранизации романа Джеймса Клавелла стало окончательно ясно, что не так, например, с «Домом Дракона» и сериалом по «Властелину колец» (а также свежим приквелом «Дюны»): эти сериалы пытаются казаться больше, чем они есть на самом деле. «Сёгун» сумел вернуть истинную эпичность и размах, которую потеряли все вышеупомянутые сериалы. Роскошные костюмы и декорации, драматургия уровня большого киноромана и общее ощущение чего-то величественного и эпохального. Давно утерянное, но возвращенное «Сёгуном».
Fallout
Сериал, который окончательно развенчал сомнения, что по видеоиграм можно — и нужно! — делать крутые адаптации. Еще один сериал, который играет на контрастах и смене настроений, чередуя запредельную (разумеется, сугубо фарсовую) жестокость с чернейшим юмором и разговорами про будущее после ядерной войны. Плюс идеально передавая игровые механики исходника, культовой видеоигры Fallout, за что его в принципе можно брать за образец того, как надо переносить видеоигры в киноэквивалент.
«Человек внутри»
Идеальная замена подрастерявшим свой былой блеск «Убийствам в одном здании»: еще одна комедия про обаятельных стариков, расследующих таинственное преступление, в этот раз — в доме престарелых. Обаятельнейший комик Тед Дэнсон в главной роли — идеальный повод, чтобы посмотреть этот необычный сериал, не просто так продленный на второй сезон. Остается надеяться, что создателям хватит ума не превращать чудесный детективный ситком в череду самоповторов.
«Шугар»
Пожалуй, главный пранк года. Почти артхаусное зрелище — винтажный детектив про самого доброго и обаятельного сыщика года, исследующего закулисье современного Голливуда. Второй за год телеперформанс Колина Фаррелла, мало в чем уступающий по мастерству «Пингвину». Но все это меркнет на фоне того, как ближе к финалу синефильское шоу с цитатами из классических нуаров вдруг оборачивается таким жанровым перевертышем, что многие отказывались смотреть его дальше. И очень зря: такие сюрпризы на весьма конформистском ТВ последних лет — как лучик света в царстве банальности и предсказуемости.
Афанасьев Иван