Форма поиска по сайту
Все материалы

Театр без вранья: 5 книг Марка Захарова

Марк Захаров всегда был человеком пишущим. В 1970-е работал над сценариями, в том числе к фильмам «Земля Санникова» и «Звезда пленительного счастья», снятым другими режиссерами, был автором писем солдата Сухова из «Белого солнца пустыни». Еще много писал о режиссуре, театре и коллегах. Рассказываем о пяти знаковых книгах Захарова.

«Ступив на стезю сатиры» (1973)

Издательство «Молодая гвардия» В молодости режиссер сочинял юмористические рассказы и печатался в популярных советских журналах. В 1961 году в журнале «Крокодил» был напечатан его первый рассказ. А потом в издательстве «Правда» в серии «Библиотека Крокодила» вышло два его сборника: в 1969 году «Злая шутка», а в 1973-м три его рассказа вошли в сборник «Ступив на стезю сатиры», в котором собрали тексты молодых авторов со всей страны. Там же опубликовал свои произведения еще один режиссер – Сергей Бодров-старший.
«Меня тут вызвали недавно в дирекцию и говорят:
– Хотите хорошим делом заняться?
Я говорю:
– Не знаю, еще ни разу не пробовал. Уж многим… чем только не занимался! А до этого как-то руки не доходили. До хорошего дела».
Из рассказа «Хорошее дело»

«Суперпрофессия» (2000)

Издательство «Вагриус» В книге нет теоретического пособия по режиссуре – здесь собраны размышления о творческом пути. Захаров вспоминает о первом успехе, связанном со спектаклем «Доходное место» (1967), показы которого считает «государственным упущением». Рассказывает о том, как зарождался творческий союз с Григорием Гориным, который «начинал свои литературные игры, находясь в должности врача скорой помощи».

Размышляя о профессии, Захаров говорит, что хороший режиссер должен владеть навыками и актера, и драматурга, и художника, и даже инженера. А еще ему не помешало бы быть хозяйственником, управленцем, политиком и философом. Именно поэтому в представлении Захарова режиссура – это суперпрофессия.
«Однажды один рецензент обозвал «Ленком» «субкультурой». Мне это очень понравилось. Потом другой умный человек с хорошим образованием объяснил мне, что ничего радостного в этом слове нет. Но оно мне все равно продолжает нравиться. Так со мною случается. Теоретически и лексически я понимаю ущербность этого понятия, но затаенная радость при этом остается. Будем считать это не глупостью, а режиссерским своеобразием».

«Контакты на разных уровнях» (2000)

Издательство «Центрполиграф» Еще одна книга о профессии, но здесь не столько воспоминания, сколько анализ. Захаров рассказывает, как кинематограф влияет на театрального режиссера, почему появляются плохие спектакли, как настроить контакт со среднестатистическим зрителем. А еще дает советы абитуриентам театральных вузов и предостерегает молодых актеров от увлечения алкоголем. Исследует он не только профессию, но и людей, – пытается раскрыть загадку Олега Янковского и понять, как Евгений Леонов, «актер самых обыкновенных способностей, типаж для небольших полузабавных киноэпизодов, превратился в народного артиста не по званию, а по сути».
«В самообман впадают не только зрители, но и актеры (думаю, и режиссеры), которым нередко кажется, что они достигли со зрительным залом истинного взаимопонимания. У нас на одном спектакле очень милая и трогательная старушка в первом ряду горько заплакала. Мы только начали – она уже в слезах. Мы все очень обрадовались, а я еще подумал: «Все-таки у меня режиссура в начале всегда хорошая». А старушка поднялась – и к выходу. Оказалось, слишком громкое для нее начало, уши не выдержали и заболели».

«Ленком» – мой дом. Лицедейство без фарисейства. Мое режиссерское резюме» (2016)

Издательство «Эксмо» Самый полный сборник мемуаров, в котором объединены все тексты Захарова о его жизни в театре. Сюда вошли главы из «Контактов на разных уровнях» и из сборника «Ленком», в котором режиссер был одним из авторов. Особенно важны в этом издании фотографии: здесь собраны и кадры с репетиций спектакля «Юнона и авось», и фото из личного архива с коллегами Григорием Гориным и Юрием Визбором.

В своих фильмах и спектаклях Захаров демонстрировал идеальное владения иронией. Это прослеживается и в его текстах: «Татьяна Ивановна Пельтцер была великой и истинно российской актрисой. Ведь ее мать была еврейкой, а отец – немцем…»

Я убежден, что театр не есть изобретение человека, как кинематограф. Театр – изобретение природы.
Марк Захаров


«Андрей Миронов. Сборник воспоминаний» (1998)

Издательство «Центрополиграф» Захаров собрал вокруг себя лучших советских актеров. Он сразу распознавал талант и многие будущие звезды приходили в его театр еще студентами (например, Александр Абдулов был приглашен в «Ленком» на 4 курсе). Но судьба сложилась так, что практически все артисты, блиставшие в его спектаклях и фильмах, ушли из жизни намного раньше режиссера. Поэтому одни из главных текстов Захарова – воспоминания о коллегах.

В сборнике, посвященном Андрею Миронову, Захаров написал главу под названием «Подарил театру свою жизнь». Их творческий союз начался с первой же серьезной работы Захарова – спектакля «Доходное место» в театре Сатиры. Миронова, уже известного не только в театральной среде, но и по ролям в кинохитах «Три плюс два» и «Берегись автомобиля», начинающий режиссер пригласил играть в постановке, которую вскоре со скандалом сняли.
«Мы тогда присматривались друг к другу, никакого особого взаимопонимания между нами не чувствовалось. Помню, он меня страшно донимал на репетициях вопросами: «Зачем я это делаю?», «Зачем я подошел к окну?», «Какое действие у меня при слове «здравствуйте»?» Теперь бы я ему объяснил в двух словах: сослался бы на биоритмы, фазы луны, фрейдистские комплексы, интуицию, уменьшение адреналина в крови – нашел бы, что сказать, не мальчик уже. А тогда Миронов меня не раз озадачил. Я даже терялся на некоторое время».

Андрисенко Симона

Читайте также