Широкой публике Василий Поленов известен прежде всего как автор трех «хитов» – «Московский дворик», «Бабушкин сад» и «Заросший пруд». Однако он был еще и дипломированным юристом, а еще занимался архитектурой, музыкой, театром и преподаванием. В главной в этом сезоне выставке Третьяковки, приуроченной к 175-летию со дня рождения Поленова, он действительно предстает всесторонне одаренным «человеком Ренессанса». Рассказываем, что посмотреть на самой масштабной за последние 25 лет ретроспективе художника.Новая Третьяковка
Крымский Вал, 10
Всю ночь он волновался и не мог заснуть – переживал, что отвезет на выставку недостаточно «сложную» картину. У других передвижников наверняка что-то сложное, политическое или остросоциальное, а у него, Поленова, что? Просто вид из окна квартиры, которую он снимал, на обычный московский двор с церквушкой и играющими детьми. Но на следующий день небольшое полотно стало настоящей сенсацией – вокруг него толпились и критики, и зеваки. А вскоре после выставки его приобрел для своей галереи Третьяков. До конца жизни Поленов так и не считал «Московский дворик» чем-то выдающимся: был уверен, что его запомнят как автора монументального религиозного полотна «Христос и грешница». И таких неожиданных поворотов в его долгой и насыщенной жизни было немало.
«Портрет Ильи Репина» (1879): Три богатыря русской живописи
Фото: Агентство «Москва»/Сергей Киселев
Их курс в Академии художеств в 1860-е годы называли «золотым», и было за что: все пятеро выпустились с отличием и были премированы поездкой в Европу. Причем Поленов-студент буквально успевал за двоих: параллельно учился в Петербургском университете, чтобы по настоянию семьи получить «приличную профессию». С сокурсником по академии Ильей Репиным они особенно сдружились – работали в соседних мастерских. И в итоге вместе на шесть лет поехали за границу «для дальнейшего усовершенствования в искусстве». В Италии Репин и Поленов знакомятся с крупным промышленником и страстным любителем искусства Саввой Мамонтовым и его друзьями (позже все становятся членами знаменитого Абрамцевского художественного кружка). В Париже к тандему друзей присоединяется Васнецов – и неразлучная троица вместе ходит по галереям, выставкам и кафе. Их дружба позже вдохновила Васнецова на создание «Трех богатырей», причем в роли Ильи Муромца он увидел как раз Поленова.
Зельфира Трегулова
директор Третьяковской галереи
Мы неспроста готовили эту экспозицию вслед за нашей невероятно успешной выставкой Репина, которую посетило больше 600 тысяч человек. Поленов и Репин родились в один год, вместе учились, вместе закончили обучение. Но, в отличие от своего друга, Поленов пошел другим путем: осуществил прорыв к пленэру, был первым художником, внесшим свет и цвет в художественные произведения.
«Больная» (1886): сестра-близнец
Фото: Агентство «Москва»/Сергей Киселев
В Риме Поленов познакомился с русской студенткой Елизаветой Богуславской. Завязались отношения, но вскоре девушка умерла от туберкулеза. Позже у художника возникло серьезное чувство к юной Марусе Оболенской, входившей в кружок Мамонтова, но и она угасла, подхватив корь от детей мецената. Художник долго не мог оправиться, пережить утраты помогло творчество: Поленов рисует эскизы к картине «Смерть девушки».
Работа над ней продолжилась намного позже, после смерти любимой сестры-близнеца художника Веры Хрущовой. На выставке в Третьяковке, кстати, есть ее портрет в юности. Красавица с горделивой осанкой тоже была личностью для своей эпохи незаурядной: окончила медицинские курсы, работала в военном госпитале во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов.
Закончено полотно, известное под названием «Больная», в год смерти первенца художника, сына Феди. И, пожалуй, это самое мрачное и пропитанное горем полотно художника, который неоднократно говорил, что после участия в войне намеренно сторонится изображения скорби и смерти.
«Христос и грешница» (1888): «Титаник» и император
Фото: ТАСС/Александр Щербак
В Москву картина приехала впервые за 131 год своего существования – ее одолжил для экспозиции Русский музей. Первые этюды и эскизы работы, вдохновленной «Явлением Христа народу» Иванова, были сделаны Поленовым во время его выпускной поездки по Европе в 1870-х. Потом работа, как он вспоминал, «не пошла». Вернуться заставило только обещание ее закончить, данное умершей сестре Вере. В общей сложности работа над картиной заняла у художника 15 лет. Он путешествовал по Египту, Сирии, Палестине, чтобы добиться в изображении максимальной исторической достоверности, заставлял Левитана и Коровина переодеваться в привезенные из поездки костюмы и позировать ему (черты обоих художников можно заметить у поленовского Иисуса).
Так как сюжет основан на библейской притче, где произносится знаменитое «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень», Поленов планировал так и назвать работу – «Кто из вас без греха?» Но цензура не разрешила – усмотрели бунт. Парадоксально, что при этом работа попала сразу в царскую коллекцию, причем Александр III вообще окрестил ее «блудная жена». Император выкупил работу за огромную по тем временам сумму – 30 тысяч рублей, позволившую художнику исполнить мечту – обзавестись своей усадьбой в Бехове.
Воодушевленный успехом, художник пишет целый цикл картин на библейские темы, которые современники называли «Евангелием от Поленова». В 1912 году их повезут на выставку в Америку и случайно опоздают загрузить на борт отправившегося в роковое путешествие «Титаника».
Чертежи церкви Спаса Нерукотворного (1881-1882)
Фото: ТАСС/Александр Щербак
Еще обучаясь в Академии художеств, по воспоминаниям Репина, Поленов «некоторым архитекторам по-родственному сочинял и обрабатывал задания, и те получали медали и звания». Так что когда в любимом Абрамцеве ему и Васнецову предложили построить храм, художник с радостью согласился. Их церковь Спаса Нерукотворного Образа, вдохновленная домонгольскими храмами Пскова и Новгорода, стала новым эстетическим идеалом для целого поколения архитекторов в начале XX века, спровоцировав моду на неорусский стиль. А через несколько дней после окончания строительства он венчался здесь с Натальей Якунчиковой, двоюродной сестрой хозяйки Абрамцева.
Купленное в 1890 году на гонорары от продажи картин собственное имение в Бехове, на высоком берегу Оки, художник тоже проектирует сам – от господского дома до мастерской, получившей название «Аббатство». Фрагмент ее фасада воссоздан на выставке в натуральную величину. Особняк, навеянный романской и готической архитектурой, с самого начала предназначался не только для семьи художника, его друзей и учеников, но строился как музей и картинная галерея. Стараниями Поленова он действительно стал культурным центром всей округи: был открыт для посетителей, и художник сам любил водить экскурсии.
И это позже спасло ему жизнь: в 1917-м имение 73-летнего Поленова крестьяне не сожгли, помня о заслугах барина и построенных им двух школах и церкви. И сейчас музеем «Поленово» управляет правнучка художника Наталья.
Золотая осень (1893): масштаб вместо двориков и садов
Фото: ТАСС/Александр Щербак
«Летом природа вокруг настолько однообразна, будто на нее опрокинули ведро с зеленой краской и все получилось одного цвета», – заявил как-то художник своей дочери. Поэтому, как и Пушкин, питал страсть к другому времени года. «Золотая осень» была написана Поленовым спустя несколько лет после того, как он поселился в своей усадьбе в Бехове. Как-то он долго думал над композицией одной картины, открыл окно и – замер. Сейчас того вида, что поразил художника, уже нет – деревья стали большими. Если приглядеться, то на картине справа вверху видна небольшая деревянная церковь, возведенная в 1799 году. И ее тоже уже нет – разобрана в 1907 из-за ветхости.
А еще «Золотая осень» – это совсем другой Поленов: вместо камерных двориков с детьми и садов с бабушками – панорамный, лирико-эпический пейзаж. Разовьет до совершенства этот жанр его ученик Исаак Левитан.
Эскизы и музыка к опере «Призраки Эллады» (1906): не Бах
Василий Поленов «Призраки Эллады». масло, холст. 1900 - е
Театральные постановки абрамцевского кружка (за которым, кстати, пристально наблюдал Константин Станиславский) без Поленова не обходились: он участвовал в них как художник-сценограф, актер, режиссер, композитор. За рамки любительских спектаклей Поленов вышел уже в 1885 году, когда по просьбе Валентины Серовой, матери знаменитого художника, оформил в Большом театре ее оперу «Уриэль Акоста». В это же время он писал музыку и создавал декорации для Русской частной оперы Саввы Мамонтова, придумал костюм Мефистофеля для Шаляпина в «Фаусте» и вообще сильно повлиял на восхищенного им певца.
Для оперы «Призраки Эллады» на либретто Саввы Мамонтова, поставленной в 1906 году в Большом зале Московской консерватории, Поленов выполнил почти «полный продакшен»: создал музыку, декорации, костюмы и даже руководил постановкой. При этом сам себя великим композитором не считал и все сокрушался: «Вот если бы научиться так, как Бах, писать, так абстрактно и так возвышенно, отвлеченно, без этих житейских мелочей».
Волшебная диорама (1921): луч света
Последней большой художественной работой 77-летнего Поленова стал маленький световой театр с 70 подсвеченными картинами. Это были его этюды, привезенные из поездок по разным странам и России, которых в его насыщенной жизни было немало. Переносной складной ящик художник сконструировал и сделал своими руками. Взгромоздив его на телегу, словно старый шарманщик, сам ездил по окрестным деревням, показывая «магическое представление» детям. «Вы подумайте, как живут крестьяне. Полгода холода, темноты, ничего, кроме трактира... С тоски можно умереть... И вдруг кругосветное путешествие!» – вспоминала дочь художника. А завороженные дети, восхищенные «волшебным фонарем», часто приносили Поленову самое дорогое, что было в те голодные годы, – булочку: «На, дедушка, кушай».
17 октября – 16 февраля
Билеты: взрослый – 600 рублей, льготный – 300 рублей
Распопова Ольга