Каждый сезон появляется спектакль, ко всем регалиям которого можно приписать слово «модный». Еще в феврале это был «Ай фак» по роману Пелевина, пару лет назад – «Машина Мюллер» с Богомоловым, а до этого – «Сказки Пушкина» в эксцентричной постановке Роберта Уилсона. Сегодня это «Борис» Дмитрия Крымова в Музее Москвы. Что же в этом спектакле такого, что о нем говорит вся столица, – пытаемся разобраться.О чем это?
Фото: borisproject.ru
Дмитрий Крымов поставил спектакль «Борис» по мотивам исторической драмы Пушкина. Но от классического сюжета режиссер предсказуемо не оставил камня на камне. Зрители и критики сходятся во мнении, что это в первую очередь «драматическая повесть» про власть и «комедия о настоящей беде Московскому государству», как и писал сам Пушкин.
«Пушкин всегда будет оставаться актуальным для России. Почему все еще жив для нас «Евгений Онегин»? Дело ведь не в ушедших именах и понятиях, которые Лотман объясняет в комментариях. Дело в том, что герой – 25–летний мальчик, который начал узнавать основы жизни, искусства, языка и взаимоотношений между людьми. Это актуальные вещи. А Годунов – наша история, наша земля. Пушкин зацепил это, словно экскаватор землю с червями, костями, драгоценностями. Я почувствовал невероятную силу высказывания в его стихах. На Бориса много срывались, вымещали злобу. Но когда были пожары – он строил дома, был голод – он открыл житницы. Почему этого никто не ценил?!» – объясняет свою постановку Дмитрий Крымов.
Фото: borisproject.ru
Спектакль начинается с праздничного концерта по поводу назначения на престол Годунова. Борис (Тимофей Трибунцев) принимает поздравления от бояр, которые лицемерно признаются новому государю в безумной любви. И самый активный из них – Шуйский (Михаил Филиппов). Позже на сцену выносят «отеческие гробы» с мощами прежних правителей, которым кланяется новый царь. И долгую речь Бориса во славу предков сопровождает запах разлагающихся трупов. Это спектакль-метафора, полный самых разных символов . «В целом это совсем не Годунов, а некая фантазия на тему Бориса. Одной из главных героинь повести – Марины Мнишек – в спектакле, как таковой, не существует. Зато есть женщина из хора, которая читает текст за нее. А заодно помогает и подыгрывает. Для меня «Борис» – это скорее про отношения людей, а не про Мнишек, Лжедмитрия и Годунова», – рассказывает исполнительница одной из главных ролей, актриса Виктория Исакова.
Почему вместо театра – Музей Москвы?
Фото: borisproject.ru
Музей Москвы стал площадкой спектакля неслучайно: где еще ставить спектакль с такой мощной исторической составляющей, как не здесь? Это помещение бывших провиантских складов, где в советское время размещался гараж для автомобилей Генштаба – конюшня правительственных машин: «У площадки есть археологический отдел, и там ты видишь, по чему мы ходим. Как только копнешь глубже 70 сантиметров – человек. Вот в музее мне открывают ящик, а там подметки XVI века – ботинки сгнили, а подметки из толстой кожи остались. И это все под нами, а не в Кремле в гробницах лежит», – объясняет свой выбор режиссер Дмитрий Крымов.
«Мне кажется театр может происходить, где угодно, а у Музея Москвы такое великолепное пространство, что сам бог велел. Сложность только в звуке, мы работаем с микрофонами, а театральным артистам это не всегда комфортно, но это лишь небольшой технический момент. В остальном, конечно, пространство идеально работает на историю и ее смысл», – рассказывает еще одна Марина Мнишек, актриса Мириам Сехон.
Дмитрий Крымов – модный режиссер?
Фото: borisproject.ru
Крымов – имя хорошо известное в театральной среде. Но если вдруг по каким-то причинам оно вам не знакомо – это человек, который успел побывать художником, преподавателем ГИТИСа и руководителем Лаборатории в «Школе драматического искусства». В 2007 году получил премию «Хрустальная Турандот» за спектакль «Демон. Вид сверху» по мотивам поэмы Лермонтова. Сюрреализм, символизм и капелька абсурда – вот его фирменные приемы.
В 2016 Крымов получил «Золотую маску» за гротескный спектакль «О-й. Поздняя любовь» по Островскому. В 2018 на сцене Театра Наций прошла премьера «Му-му» по Тургеневу. Хотя сюжет спектакля был далек от трагической школьной классики: вместо утопленной собаки – девочка Маша. В этом же году в МХТ Чехова режиссер поставил спектакль «Сережа» о жизни сына Анны Карениной. «У Дмитрия Крымова совершенно особенный язык, я вижу это на каждом его спектакле. Конечно, мне хотелось оказаться внутри его постановок, но это всегда намного сложнее. Потому что снаружи ты смотришь потрясающую историю, ты видишь, как смыслы рождаются один за другим. Но когда ты оказываешься внутри, ты ничего не понимаешь – и в этом сложность», – рассказывает актриса Виктория Исакова.
Видео: YouTube/Театральное агентство «Арт-Партнер XXI»
Крымов часто перекладывает классику на сценический язык, адаптируя тот или иной текст под свой стиль: «Это режиссер, который покоряет вершины, идя своими неизведанными, непроторенными еще никем тропами. Следовать каждой букве автора – неприемлемо для него. Надеюсь, что при всем уважении к Пушкину, «Борис» будет очередным хулиганством Дмитрия Крымова. Но в этот раз все будет еще более хулиганистым, еще более дерзким… еще более страшным. «Трагедия о беде московской» – у Пушкина. У нас – игровой метафорический театральный язык Крымова, который, как никогда, созвучен сегодня вольному, свободному стилю пушкинской трагедии», – объясняет продюсер спектакля «Борис» Леонид Роберман.
Так, а спектакль-то достойный?
Наталья Витвицкая
театральный критик
«Борис» – мощный спектакль с фирменными крымовскими парадоксами, визуальным совершенством и глубокой идеей. Это спектакль про всех нас, про рабство внутри, про царя-батюшку. Очень сильно и очень страшно. Актерские работы на высоте, Трибунцеву – все премии страны за эту роль.
Евгения Смурыгина
главный редактор The City
«Спектакли Крымова – всегда крайне изобретательная деконструкция классики. В случае с «Борисом» – еще и очень сложная. Она похожа, например, на свиток, который оказывается читаем вне зависимости от того, какой стороной его повернуть: в конечном счете понимание этого спектакля зависит от того, насколько глубокий бэкграунд у зрителя. Пушкин написал великое произведение о нас всех, и Крымов это убедительно доказывает, не отказываясь при этом от своего привычного инструментария. Это по-прежнему абсурдиcтский театр с набором случайных вроде бы персонажей, песнями и мордобоем с одной стороны и острая сатира на власть вне понятия времени – с другой. Царь здесь человечный, со своей правдой; народ «срабатывает» по разным поводам; монолог Лжедмитрия способен выбить слезу у каждого. Хотя на самом деле это все просто слова: ничто по сравнению с теми чувствами, которые испытывает зритель, сидя на спектакле».
Мария Михайлова
заместитель шеф-редактора журнала «Театрал»
Пронзительный спектакль Дмитрия Крымова «Борис», очень точно передает пушкинский замысел драмы «Борис Годунов». Можно сказать, что это совместное сочинение Пушкина и Крымова о нашей истории, о природе власти, о коварстве и любви, о народе, который страдает и любит, несмотря ни на что. Музей Москвы – площадка, которая очень созвучна этой постановке: здесь хранятся экспонаты, связанные с историей Москвы, в том числе и с периодом правления Годунова. Кстати, спектакль сопровождает интересная выставка, созданная художником спектакля Анной Гребенниковой. Она соединила исторические артефакты из фондов музея и объекты, созданные специально для этой экспозиции. Это выставка-парадокс, которая, с одной стороны, вводит зрителей в заблуждение, потому все экспонаты представлены как исторические, а с другой – многое объясняет, ведь если приглядеться, то становится ясно, что это соединение – современный и ироничный взгляд на жизнь и на историю. Можно сказать, эта выставка готовит зрителя к постановке, это одна из ступеней к пониманию спектакля.
Когда идти и сколько это стоит?
Первый премьерный показ состоялся 10 октября, следующие будут 16 и 17, а также ежедневно с 19 по 24 ноября. Билетов на октябрь уже практически нет, на ноябрь –от 5 000 рублей.