Отшумело «Слово пацана», все награды на поле отзывов давно собраны, а Крыжовников тем временем перешагивает через десятилетие — в этот раз режиссер снял оммаж на оскароносную ленту Владимира Меньшова «Москва слезам не верит». Да, тут мы настаиваем: перед нами вовсе не ремейк. В статье рассказываем, каким получился мюзикл и почему советская классика от этой новинки ничуть не пострадала.
This browser does not support the video element.
О чем сериал
Начнем с базы: три подруги все так же пытаются покорить Москву, но в этот раз в начале 2000-х. В центре внимания — провинциалка Ксюша, наглая Маша и умничка Оля, которые пытаются найти себя в огромном городе. Вместо «железного контингента» в первой серии (на момент написания статьи вышла только она) красуется только насквозь положительный продюсер Влад. Известные лица на экране прямо сейчас — Анастасия Талызина (из «Кентавра»), Тина Стойилкович (из «Оффлайна») и Иван Янковский (из каждого утюга). Еще появятся наши любимые «пацаны» — Рузиль Минекаев и Слава Копейкин.
Так что же тут от непревзойденного советского фильма? Перечисляем: название, несколько песен, главные герои, а точнее, наброски их характеров. Немногое — потому и сравнивать это кино бесполезно.
До противного настырная Маша из сериала на Людмилу Свиридову похожа разве что неуемной потребностью приврать на пустом месте. Новый образ девушки сделали необоснованно наглым и даже противным. Людмила в советской ленте очень сильно хотела выйти замуж и шла ради этого на все. А зачем Маше в первой же серии лезть без очереди на «Фабрику звезд» и воровать колбасу? Потому что захотела. То есть переврали? Нет, этого мы не говорим, хотя и есть параллели, все-таки перед нами самостоятельное произведение, у которого вполне может быть такой персонаж.
Нам вернули 2000-е
Что касается мюзикла — да, конечно, без песен это все не играло бы. И хотя местами прямо выпадаешь из волшебства (есть кадры, где совсем не верится, что героини все-таки поют), сцена на Пушкинской площади под песню «Лучший город земли» гарантированно заставит вас покрыться мурашками. Над антуражем тут тоже поработали основательно — в 2000-е мы ныряем с трамплина и вниз головой, укутавшись в рекламные плакаты. Как-то даже подзабылся тот разбитый асфальт, растяжки над дорогами, желтые маршрутки и шашлычки с пластиковыми стульями.
Еще мы как минимум выяснили, что Ивану Янковскому идут безнадежно устаревшие авиаторы, футболки в обтяжку и свитеры, повязанные на шее. Как максимум — посмотрели на затерявшуюся во времени любимую Москву.
А теперь оцениваем эту матрешку. Мало того, что на советскую классику, как на устрицу, брызнули лимонным соком и все происходящее пустилось в пляс, так нам еще и буквально вернули 2000-е — как будто кто-то выполнил все пункты гайда «как привести в восторг миллениала». Двойной удар по ностальгии, получается! Душе приятно, хотя тут все и очень условно. Все главные герои познакомились в один день? Ну да, а что. Еще они успели и на кастинг завалиться, и с пьяной теткой одной из девочек подраться, а тем же вечером еще и съехались. И все это происходит буквально за 15 минут хрона. Дальше совпадений ну просто тьма. А еще все постоянно друг на друга кричат, ну это ладно, читается как театральщина, элемент условности. Такая карусель смыслов — действительно, этот сериал больше похож на аттракцион. И видно, что в него сильно вложились.
Снимать этот проект было очень сложно, очень трудно, затратно. Съемочная группа, бесконечная благодарность вам за то, что вы делаете. Идея снять эту историю появилась десять лет назад. Показалось, что там обязательно должны быть песни Аллы Борисовны Пугачевой. И, слава богу, так получилось. Не все песни ее, но во многом ее творчество было камертоном тех женских портретов, которые мы вам сегодня представим.
Жора Крыжовников
режиссер
Наш вердикт
Вывод такой: перед нами — «Оттепель» для миллениалов. Сравнивать сериал с легендарным фильмом просто бессмысленно. Это похоже на сочинение «Как я провел лето», которое пишут школьники каждый год — дети что-то летом непременно делали, о чем-то обязательно думали и кто-то неизбежно их занимал. Один напишет про кузнечика, другой — про землеройку, и оба будут молодцы. У каждого свой взгляд, идея и понимание, хотя тема одна и та же. Так гениальное ли это кино? Вряд ли. Нравится ли оно нам? Конечно.
Текст: Анастасия Меньшикова
Фото: кадр из сериала «Москва слезам не верит. Все только начинается»