В.В. Кандинский Импровизация холодных форм. 1914
Новая Третьяковка
Крымский Вал, 10А.В. Лентулов Париж. 1911
Для формирования музейного фонда была создана закупочная комиссия: в нее вошли художники Павел Кузнецов, Владимир Татлин, Казимир Малевич и Софья Дымщиц-Толстая, а возглавлял ее Василий Кандинский. В предварительном списке было 38 имен, и в 1918 году в первую очередь были куплены картины Петра Кончаловского, Александра Родченко, Аристарха Лентулова и самих же участников комиссии. Платили художникам от 700 до 7 000 тысяч рублей за работу.Л.С. Попова Скрипка. 1915
По архивным фотографиям и некоторым публикациям середины 1920-х годов кураторам выставки удалось воссоздать план развески МЖК, как ее задумали сами художники-авангардисты. Правда, это была не самая первая экспозиция, открывшаяся в 1920 году на Волхонке, а выставка 1924 года, когда МЖК в очередной раз переехал, обосновался на Рождественке и был присоединен к Третьяковской галерее в качестве филиала. Картины в залах развешаны в зависимости от техник исполнения: есть несколько «плоскостных» и «объемных» групп. По идее авторов концепции, после посещения такой выставки посетители должны были понять те творческие методы, которые художники описывали в своих манифестах. Впрочем, и сегодня эта идея по-прежнему актуальна.Фальк Р.Р. Автопортрет. 1917
Музей живописной культуры просуществовал всего 10 лет – в 1929 году было принято решение о ликвидации. Все произведения тогда были переданы в фонд Третьяковки и разбиты на несколько списков: №1 оставили в самой галерее, еще пять – распредели по музеям страны, а работы из списков №7-12 комиссия посчитала «не имеющими художественной ценности». Среди таких рекомендованных к ликвидации картин были работы Кандинского, Розановой, Стенбергов и других ныне признанных художников. Большинство из них все уже удалось сохранить – они долгие годы пролежали в запасниках.Читайте также