Фото: Агентство «Москва»/Игорь Иванко
Еврейский музей и центр толерантности
Образцова, 11, строение 1аФото: Агентство «Москва»/Игорь Иванко
Дело в том, что петербургские и московские авангардисты зачастую были сторонами противостоящими. Но члены «Союза» не могли не оценить их творчество. И уже на второй выставке в 1910 году в Петербурге среди 35 художников участвовали 13 москвичей. Все они были из круга Михаила Ларионова, почти у всех напротив фамилий в каталоге стояло уточнение «Москва». Но недомолвки между живописцами из разных городов продолжались. Например, когда возникли сложности с поиском помещения для выставки, москвич Татлин писал Ларионову и жаловался на петербуржцев: «Вообще хаос и неразбериха, да ты знаешь людей, которые вечно дела путают… И нам, скажу тебе, с этими молодыми питерскими академиками не стоит иметь дела, так как они далеко не молоды. Лучше было бы устроить москвичам самостоятельную выставку. А меценатом для устройства был бы тот же Жевержеев». Несмотря на интриги, сотрудничество двух столиц какое-то время продолжалось. Его пиком стала выставка «Ослиный хвост», организованная Ларионовым в Москве в 1912 году. Но буквально год спустя был опубликован манифест «Лучисты и будущники», подписанный Ларионовым и его соратниками. В нем сообщалось об идейном размежевании с «Союзом» и полном прекращении всех контактов.Фото: Агентство «Москва»/Игорь Иванко
Деятельность «Союза молодежи» создавала особую среду для обмена информацией и творческими идеями. В ней и происходило становление русского авангарда. По инициативе объединения проводились лекции, публичные дискуссии. А еще члены «Союза» занимались театральной деятельностью. В рамках 5-ой выставки в театре «Луна-парк» прошли два спектакля, впоследствии ставшие довольно знаменитыми: трагедия «Владимир Маяковский» и опера «Победа над Солнцем». Пролог к последней написали Велимир Хлебников и Алексей Крученых, музыку – Михаил Матюшин, а декорации и костюмы создали по эскизам Казимира Малевича. Собственно, с этой самой выдающейся постановки и начался развал «Союза».Фото: Агентство «Москва»/Игорь Иванко
Пятая выставка внезапно оказалась последней. Крученых оскорбил спонсора «Союза» – мецената Жевержеева: после показа «Победы над Солнцем» он обвинил его в неуплате денег (что не подтверждалось документами). После такого Жевержеев (учитывая и тот факт, что последняя выставка была убыточной, а спектакль провалился в кассовых сборах) ужесточил политику в отношении участников общества. Тогда Малевич, Татлин и Моргунов решили покинуть объединение. 3 мая 1914 внезапно скончался идеолог «Союза» Волдемар Матвей, потом началась Первая мировая война, и деятельность объединения прекратилась.Фото: Агентство «Москва»/Игорь Иванко
Для московской экспозиции в Еврейском музее куратор Андрей Сарабьянов собрал около сотни работ. Как и на всех выставках объединения, тут представлены разные направления авангарда. А среди художников «Союза» есть и те, кто стал знаменитостью, – Малевич, Ларионов, Гончарова, Розанова, а также те, чьи имена известны гораздо меньше, – Эдуард Спандиков, Иосиф Школьник, Цалия Шлейфер. До сих пор они оставались в тени, хотя их работы отражают авангардные поиски не менее ярко.Читайте также