Новая Третьяковка, западное крыло
Крымский Вал, 10Фото: Михаил Голденков / The City
Каждая из 1 104 фигурок, созданных из хлебного мякиша, размещена на отдельной полочке в молитвенной позе, а головы тех, что ближе к зрителю, облиты кровью художника – на шесть статуэток хватило половины литра. По словам Кузькина, он создавал свою работу в течение трех лет. «Здесь я соединил христианский символизм, потому что хлеб – символ тела Иисуса, и русскую тюремную традицию лепки из мякиша», – говорит художник. Художник считает, что хлеб, нагруженный в русской культуре сакральным смыслом, – самый подходящий материал для изображения тела человека и его души, изменяющейся и страдающей. Кузькин, работа которого на биеннале висит в одном павильоне с холстами Георга Базелица, начинал с абстрактных пейзажей, затем перешел к инсталляциям. Параллельно увлекся перформансом, удачно дебютировав в этой области на биеннале молодого искусства в Москве в 2008 году: привязав себя веревкой к центру бассейна с жидким бетоном, он ходил по кругу, пока масса застывала.Фото: Михаил Голденков / The City
Одно из главных воплощений темы этого года – «Ориентирование на местности». В ярком лабиринте можно побродить, да и селфи в нем получаются отличные. Рашид аль Калифа, член королевской семьи Бахрейна, занимается искусством с 16 лет. Его «Лабиринт» осенью прошлого года выставлялся в лондонской галерее Saatchi: по словам шейха, работа вдохновлена традиционным элементом арабской архитектуры – машрабиями, закрывающими окна домов деревянными узорными решетками.Фото: Михаил Голденков / The City
Детская писательница и мать пятерых детей, художница из Саудовской Аравии создает провокационные работы, посвященные современным понятиям брака и гендерным границам. С юмором, доходящим до беспощадности, она препарирует социальные и культурные стереотипы, связанные с интимными отношениями и институтом брака, как и в этой работе. Автомат с младенцами, стоящий на розовых туфельках, символизирует женщину, которая должна «выдавать» детей, тогда как пару ей составляет супруг-банкомат, чья основная роль – финансово обеспечивать семью и потомство. Инсталляция выставлялась в этом году на выставке Art Paris в Гран-Пале. «Мой отец в 70-х годах был министром образования в Саудовской Аравии: он настаивал, чтобы я стала врачом или преподавателем. А я с 10 лет видела себя только художником, пытаясь сначала копировать стиль Ван Гога и его знаменитые «Подсолнухи», – рассказывает Бинт Кхалид.Фото: Михаил Голденков / The City
Самый дорогой из ныне живущих художников Европы, 87-летний Герхард Рихтер обижается на журналистов, делающих акцент на заоблачной стоимости его произведений (его рекорд с 2015 года – 46,3 миллиона долларов). Начинал он с настенных, почти фресковых росписей, а сейчас наиболее известны его «размытые» картины, одна из которых как раз представлена на Московской биеннале. Создав фотографически точное изображение, он проходится по его поверхности огромным шпателем. «Я размываю изображения, чтобы они выглядели созданными не художественным или ремесленным образом, а технологично, плавно и безупречно», – говорит художник.Фото: Михаил Голденков / The City
Художник-архитектор (так он сам себя называет) Александр Бродский в прошлом году по приглашению Марины Лошак переделал советский кабинет директора Пушкинского музея в необычное двухэтажное пространство. Его «Ротонда» – самый популярный объект Никола-Ленивца, а «Приют одинокого шахматиста» – сарай с фирменным «пьяным» наклоном – отлично приняли на архитектурной биеннале в Венеции в 2016-м. Его объекты на первый взгляд кажутся незамысловатыми: из старых вещей, мусора и других материалов он создает особую атмосферу. Так, заходя в павильон его инсталляции «1992. Дороги», посетитель совершает путешествие во времени, оказываясь в подземном переходе, где крутится видео с играющими уличными музыкантами, снятое в Москве 90-х.Фото: Михаил Голденков / The City
Один из самых известных и успешных китайских художников, чьи работы хранятся в коллекциях MOMA в Нью-Йорке, в Центре Помпиду в Париже, Шанхайском художественном музее, венской Альбертине. На аукционе Sotheby's в Гонконге в 2005 году одна из картин Фана ушла за 7,6 миллиона долларов. Он считается ярким представителем «циничного реализма» – течения, возникшего в Китае после 1989 года и связанного с недовольством правительством. Постепенно острый протест в работах Фана сменяется более сложным отражением действительности, а сам художник, родившийся в обеспеченной семье, становится еще и бизнесменом: в 2000-х открывает в Пекине ресторан, разросшийся до небольшой сети. Его картины легко узнать благодаря характерным лысым героям. Сам художник объясняет свою склонность тем, что такие люди для него стали символом «обезличенного» китайского общества, «в котором всех равняют под одну гребенку». А еще есть личные причины: Фан – маниакальный приверженец бритья головы. Название его работы на Московской биеннале, как нетрудно догадаться, – день, в который картина была создана.Читайте также