В московских театрах сложно попасть не только на
премьеры, но и на спектакли, которые в репертуаре идут уже несколько лет. Рассказываем о самых кассовых постановках и о причинах такого ажиотажа.
«Кабала святош»
МХТ имени А. П. ЧеховаМедиацентр МХТ имени А. П. Чехова/Фото: Александра Торгушникова
Главный театральный блокбастер первой половины сезона идет в МХТ имени Чехова. Стоимость билетов на него доходит до 70 тысяч рублей, у перекупщиков — до 150 тысяч.
Режиссеру Юрию Квятковскому удалось невозможное — превратить сложную булгаковскую пьесу о противостоянии художника и власти в масштабное и провокационное сценическое полотно с умопомрачительными декорациями и суперзвездами в главных ролях. Художественный руководитель МХТ имени Чехова Константин Хабенский играет Мольера, «короля-солнце» — Николай Цискаридзе. Дебют легендарного танцовщика получился действительно удачным: стать, немногословность, подспудное превосходство над остальными. Добавьте к грандиозным красивостям и веселью (в спектакле с избытком и того и другого) то, что «Кабала…» звучит вызывающе остро и актуально.
В основе лежит очень смелый текст Михаила Дегтярева, переосмысляющий Булгакова. Современный драматург соединяет «Кабалу…» с Декартом, Николаем Бердяевым, Августином Блаженным, докладной запиской Платона Керженцева Сталину и Молотову по поводу булгаковской пьесы и остроумнейшей отсебятиной. Текста много, но эта избыточность замечательно ложится на режиссерскую эстетику. Квятковский обожает тотальный театр, игру ради игры, а еще гротеск, пафос и цирковое начало (в прошлом он работал в Росгосцирке). Декорации художника Николая Симонова поражают размахом. Барочный театр, гигантские головы золотых младенцев, версальский парк и пыточные орудия. Костюмы Игоря Чапурина с кринолинами, фижмами и париками тоже вряд ли кого-то оставят равнодушным.
16+
«Матросская тишина»
Театр Олега ТабаковаTabakov.ru
Третья жизнь легендарного спектакля Олега Табакова о силе родительского чувства проходит более чем успешно. Когда-то постановку, затрагивающую тему холокоста, не разрешили в «Современнике», зато потом в «Табакерке» она шла больше десяти лет, и всегда с аншлагом.
Когда в 2018 году Владимир Машков получил в руководство Театр имени Олега Табакова, он стал планомерно возвращать в афишу постановки, составлявшие славу «Табакерки» в прошлом. Первой вернувшейся легендой стала «Матросская тишина» Александра Галича. Кстати, именно этот спектакль сделал звездой самого Машкова. Совсем молодым он играл старого еврея Абрама Шварца с деспотичными отцовскими замашками и неизбывной любовью к сыну. Играет он его и сейчас. Машков — очень большой артист, такая роль в его исполнении — удовольствие.
Тем более что человеческое, даже сакральное содержание этого спектакля куда больше гражданского пафоса и темы еврейства. Это поистине грандиозная работа о самом главном для человека — о семье, роде, продолжении себя в родных. Неудивительно, что трагический финал заставляет зал умываться слезами из сезона в сезон.
16+
«Война и мир»
Театр имени Евгения ВахтанговаVakhtangov.ru
Последний спектакль Римаса Туминаса в России, которым руководимый им Театр имени Вахтангова отметил свое 100-летие. Пять часов эпохальной русской классики проносятся на одном дыхании. Столичное дворянство, Наполеоновские войны, перелом эпох — и все это поставлено-показано с фирменной литовской элегантностью и изяществом. Истории Ростовых, Курагиных, Болконских и Друбецких рассказываются подробно практически на пустой сцене. Хрупкий мир на первый взгляд так красив и изящен, а вглядишься — психологические кульбиты мыслей и поступков героев далеки от красивых…
Смыслообразующим элементом сценографии художника Адомаса Яцовскиса стала гигантская серая стена. Как символ неумолимости рока, наступающей войны и судьбы.
В ролях — весь цвет вахтанговской труппы от Сергея Маковецкого до Людмилы Максаковой. Спектакль — признание в любви России и ее искусству, смотреть стоит всем без исключения. Монументальнее и каноничнее спектакля по Льву Толстому в стране нет.
16+
«Барабаны в ночи»
Театр имени А. С. ПушкинаTeatrpushkin.ru
Один из главных хитов трагически погибшего этим летом Юрия Бутусова. Великий мастер брутальных и сверхэмоциональных зрелищ поставил его по пьесе Бертольда Брехта. Немецкий театральный реформатор был за прямое высказывание и гражданский пафос. У Бутусова все это есть, но имеет куда меньшее значение, чем размышление о человеческой природе, которой в одинаковой степени свойственны страх и надежда.
Жанр кабаре с его развязными танцами и громкой музыкой как нельзя лучше подходит этой сверхзадаче. Здесь герои разгуливают по сцене в женских платьях и с клоунским гримом на лицах, среди брехтовских персонажей появляется Иисус в терновом венце из новогодней гирлянды, хохочет легко узнаваемый Джокер... В самые драматичные моменты действие останавливается — и начинаются так любимые Бутусовым шаманские пляски под ню-джаз. Все актерские работы, без шуток, грандиозны. А на Тимофея Трибунцева, Александру Урсуляк, Александра Матросова (вернувшийся с войны призрак, его возлюбленная и ее новый жених соответственно) нужно смотреть, даже если вы не поклонник бутусовского радикализма. Этот спектакль похож на истерику — нелогичную, непонятную, но в конечном счете целительную.
18+
«Где ты был так долго, чувак?»
Театр «Место» на сцене пространства «Внутри»Vnutri.space
Первый спектакль хедлайнера современной российской режиссуры Антона Федорова, известного своей способностью ставить любую классику как оду сегодняшним маленьким людям. Его герои — почти всегда фрики, а вселенная, в которой они живут, похожа на абсурдное русское нигде. В «Чуваке» приметы его режиссерского почерка (гротеск, абсурдизм, словесные каламбуры, черный юмор и каскад гэгов) уже определились, хотя модным режиссер он стал позже.
Сегодня охота за билетами на «Чувака» начинается задолго до старта продаж: всем хочется увидеть, как Роза Хайруллина играет откинувшегося с зоны Чебурашку, а Дмитрий Куличков выдает целую оду русскому борщу («борщ — всему голова», «если долго вглядываться в борщ, борщ начнет вглядываться в тебя»). Сюжета как такового нет, просто к жене возвращается с зоны муж. И говорит, и творит всякую дичь. В этом спектакле самое важное — ассоциации, которых Федоров добивается, вскрывая культурный код каждого зрителя.
В «Чуваке» легко расслышать и «Осенний марафон», и начать подпевать Чебурашке, голосящему «Молодую». А еще в финале звучит Цой с его «Но если есть в кармане пачка сигарет…» и зал всегда встает на аплодисментах. Зал пространства «Внутри» очень небольшой, но даже если он будет вдвое больше (в планах у автора проекта расширение), учитывая маниакальную любовь фанатов Федорова к «Чуваку», постановка все равно останется самым главным спектаклем в репертуаре.
18+
«Три сестры»
Театр «Озеро» на сцене пространства «Внутри»Vnutri.space
Самый модный молодой театр страны называет себя театральным объединением «Озеро» и базируется в пространстве «Внутри». Выпускники мастерской Каменьковича — Крымова (ГИТИС) рискнули не идти работать в известные театры, а создать свой. И у них получилось. Звезды театра и кино стал дружно вставать в очередь, чтобы сыграть у ребят хотя бы маленькую роль: Мария Смольникова, Ольга Лерман, Виктория Исакова, Светлана Иванова — список можно продолжать.
Спектакль, которым «Озеро» взорвало театральные чарты, стали «Три сестры» режиссера Алексея Маника. Разумеется, постмодернистски переписанные и пересобранные на сегодняшний лад. Маша, Ирина и Оля (Ольга Лерман, Мария Смольникова, Инна Сухорецкая и другие) — сестры. Их отец был строгим военным человеком, который точно знал, как им нужно устроить свою жизнь. Когда отца не стало, сестры остались наедине с собой и большим количеством вопросов...
Чтобы на них не отвечать, они закрылись в подвале, в котором хранятся артефакты прошлых веков и один сегодняшний унитаз. Там они ведут бесконечный разговор, состоящий из хрестоматийных фраз, а когда появляется Вершинин, тут же решают, что вот он — глоток свежего воздуха. Празднуют именины Ирины под «Иванушек», наблюдают за романом Маши и Вершинина на расстоянии вытянутой руки, Тузенбаха провожают не на дуэль, а на военную службу.
Главное, что отличает этих «Сестер» от десятка других, — ощущение тотальной катастрофы, при этом остроумие, отвага и студенческий драйв. Словом, ажиотаж вокруг «Озера» понятен и оправдан.
18+
«Сирано де Бержерак»
Театр «Около дома Станиславского»Okolo.ru
Самый нежный и самый страстный Сирано Москвы — безоговорочно Сирано первача вахтанговской труппы Максима Севриновского. Он обожает уникальный театр классика советского и российского авангарда Юрия Погребничко и с радостью играет в его театре несколько ролей. На роль Сирано его позвала ученица Погребничко режиссер Саша Толстошева, решившая разобраться с героем Эдмона Ростана по-женски.
Ее спектакль пронзителен и воздушен. Севриновский играет свою бесконечную боль так тихо, подробно и устало, что его муку чувствуешь кожей. Любовный дуэт с Роксаной (ее играет дочь Погребничко — Мария) выходит очень тонким и чувственным. Как и весь спектакль, который, несмотря на эффектные сцены с фехтованием, исключительно про любовь.
Невероятной красоты мелодия Гии Канчели из фильма «Когда цветет миндаль» довершает картину. Поклонницы глобальной мужской харизмы Севриновского скупают билеты первыми, но успеть стоит и тем, кто любит театр «на кончиках пальцев» — тихий, застенчивый и нездешний.
16+Текст: Наталья Витвицкая18+. Курение вредит вашему здоровью.