Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Музейное объединение „Музей Москвы“»
На фотографии видны рельсы конки, двухэтажная застройка улицы, а также следы свежего благоустройства: в 1880-е годы вдоль многих улиц стали высаживать деревья, обновили озеленение скверов и бульваров. Здесь же запечатлели и новые телеграфно-телефонные столбы и опоры линии электропередачи.Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Музейное объединение „Музей Москвы“»
К примеру, летом 1904 года московские газеты отмечали невысокие темпы укладки трамвайных путей на Тверской улице и жаловались на отсутствие фонарей и временных переходов через строящиеся пути. А перед строящимся зданием Ярославского вокзала была снята брусчатка, что вызывало неудобство у пассажиров. Трамвай пришел на смену медленной конке. Так, про конную железную дорогу на Лубянской площади москвичи шутили: «Конка, конка, догони цыпленка!»Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Музейное объединение „Музей Москвы“»
Два одинаковых водоразборных павильона располагались на Калужской и Серпуховской площадях, к ним стремились водовозы со всего города. Сами павильоны были украшены львиными масками с водопроводными кранами, для удобства использования к ним приделывали шланги. Небогатые горожане вынуждены были носить воду сами.Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Музейное объединение „Музей Москвы“»
В XIX веке по воскресным дням площадь по обе стороны Сухаревой башни превращалась в огромный многолюдный рынок, где продавали все что угодно, включая краденые вещи. С 1915 года на Сухаревке появились навесы-павильоны, а вдоль ограды Странноприимного дома — капитальные строения с лавками. Но в 1925 году рынок снесли, а на освободившемся месте разбили сквер. Снесена через пять лет была и сама Сухарева башня.Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Музейное объединение „Музей Москвы“»
Ломовой извоз, который занимался перевозкой тяжелых грузов, получил распространение с середины XIX века. К 1895 году в Москве насчитывалось 15 882 извозчика-ломовика. Желающие заниматься извозом ежегодно в декабре «брали билет», уплачивая пошлину. Владельцу билета давали жестяные значки с номером. Они крепились на воротник у плеча или нагрудную часть кафтана, а также на козлы и саму повозку.Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Музейное объединение „Музей Москвы“»
В дореволюционной Москве «пролетки» были очень популярным и дешевым транспортом. Их второе рождение произошло во времена НЭПа, в 1920-е годы: в эксплуатации они обходились дешевле таксомоторов.Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Музейное объединение „Музей Москвы“»
Еду привозили в закутанных в тряпки глиняных чугунах, поставленных на маленькие тележки. Самым удивительным блюдом была «московская бульонка» — похлебка из овощных и мясных остатков, которые собирали по трактирным и ресторанным кухням. Порции для покупателей раскладывали в деревянные или глиняные миски.Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Музейное объединение „Музей Москвы“»
Во второй половине XIX века на Хитровской площади появилась биржа труда для приехавших в город на заработки крестьян, сезонных рабочих и даже безработной интеллигенции. Для этих целей в 1880-е был построен металлический навес, который просуществовал почти 40 лет. Не нашедшие работу часто становились постоянными обитателями этого неблагополучного района.Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Музейное объединение „Музей Москвы“»
Общественных детских площадок на бульварах, в парках и садах в то время не было. Как правило, все ограничивалось качелями в садах частных домовладений. Популярными местами для прогулок с детьми были московские бульвары. На фотографии дети играют с лопатками и ведрами в песке, которым посыпали дорожки и площадку.Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Музейное объединение „Музей Москвы“»
Во время крупнейшего в XX веке московского наводнения, которое произошло в апреле 1908 года, Москва-река поднялась на 8,9 метра, и вода затопила около 16 квадратных километров города. Под воду ушли первые этажи зданий, весь остров в Садовниках и части Замоскворечья. В это время горожане брали лодки напрокат и катались по «московской Венеции» среди затопленных зданий, садов, площадей.Читайте также